Быт и верования Восточных славян
Для совершения языческих , празднеств и гаданий кривичи и словене сначала использовали холмы и рощи, а в VIII-X вв. сооружали для этих целей специальные святилища. Это были ровные площадки, устроенные на островках среди болот, поэтому их обычно называют болотными городищами. Они имели округлое очертание и окольцовывались рвом или рвом и невысоким валом. В центре площадок, видимо, ставились деревянные или каменные идолы. Своеобразным и величественным было святилище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода.
Из русских летописей известно, что языческие боги изображались в виде людей. Об облике этих изображений дают представление дошедшие до нас скульптурные каменные идолы. Это погрудные фигуры человека высотой 0,6-0,8 м. Большинство идолов, в том числе новгородский и себежский, высечены из гранита.
Погребальными памятниками кривечей VI – IX вв. являются длинные курганы. Это невысокие валообразные насыпи длиной от 10-12 до 100 и более метров, расположенные, как правило, в общих могильниках с полусферическими курганами IX-XII вв. Как и у всех славян, у кривичей в это время господствовал обряд телосожжения.
Одежда и украшения сгорали в погребальных кострах. Только в единичных захоронениях встречены сплавленные стеклянные бусы, слитки стекла и остатки бронзовых предметов.
Погребальными сооружениями новгородских словен в VI-IX вв. были сопки - крутобокие насыпи высотой 2-10 м. И с округлым основанием, обставленным кольцом из валунов. и уплощенной вершиной. Количество захоронений в сопках исчислялось десятками.
Полусферические курганы сооружались славянами до XIII –XIV вв.В конце X-начале XI вв. обряд кремации вытесняется захоронениями.Поскольку умершие погребались в своих лучших нарядах, то по вещам из курганов реконструируются детали одежды и урашений. Полностью сохранившейся одежды в курганах пока не найдено, но фрагментные остатки ее встречены многократно. На их основе и по изображениям
XI-XVI вв.можно составить представление об одежде сельского населения Северной Руси X-XI вв.
Одной из основных частей одежды были сорочицы – мужские и женские рубашки из льняной беленой ткани. Ворот и подол мужской сорочицы, которую не заправляли в штаны, а носили навыпуск, украшались каймой вышивки или узором тканья. Рубашка всегда подпоясывалась. Пояса были шерстяные (плетеные или тканые) и кожаные, с пряжкой , а иногда и с набором различных металлических бляшек, орнаментированных рельефным узором. Женские сорочицы отличалась более яркими украшениями. Мужские штаны шились из прямых полотнищ холста. Набедренной женской одеждой была распашная плахта из шерстяной или клетчатой полушерстяной ткани . Женский головной убор в виде шапочки или венка изготавливался из бересты или ткани. Он часто урашался металлическими или стеклянными изделиями. Так, в ряде курганов Смоленщины найдены оловянные круглые и ромбические бляшки, покрывавшие, как чешуйка, берестяную основу головного убора. На некоторые головные венки были нашиты стеклянные или сердоликовые бусы и пронизки. В еденичных случаях встречены головные венчики из парчовой ткани. Изредка венчики делались из тонкой металлической полосы. Обувью служили мягкие кожаные туфли или лапти, сплетенные из лыка.
Похожие материалы:
Шавердовская гимназия
Внизу располагался магазин общества "Граммофон", магазин игрушек. Верхний этаж занимала Шавердовская гимназия, открытая в 1895 году вначале как женское училище 1-го разряда.
Основательницей ее была сестра крестной матери худо ...
Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 15 февраля. В основе праздника Сретение Господне лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
Согласно древним обычаям, на соро ...
Управление «инородцев»
Подробно регламентировал Устав 1822 г. систему управления у «кочевых» и «бродячих инородцев», «Состояние инородцев, кочующих и бродячих,— гласил Устав», - отличается: 1) непостоянством их жительства; 2) степенью гражданского образования ...