Возникноние восточных славян

Славяне – большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской семье. Источниками по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, известия греко-римских и византийских авторов: Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др. Древнейшие исторические известия о славянах относятся к I-II вв.н.э. и связываются с именем венедов, обитавших в пределах так называемой « Европейской Сарматии », между Карпатами и Балтийским морем, восточнее германцев ( Плиний Старший и Птолемей ). В конце I века венеды были известны Тациту, локализовавшему их между бастарнами и феннами ( финнами), т.е. , по-видимому, на восток от Вислы. Иордан помещал венедов в бассейн Вислы. Среди венедских племен, обитавших севернее Карпат, во II веке Птолемею были известны суовены. По мнению ряда исследователей, это название распространилось в Южной Европе в качестве наименования всех славян, тогда как западные соседи славян долго пользовались именем венеды.

балансировочный клапан esbe

Первые достоверные и обстоятельные сведения о славянах, в частности о славянах на Восточно-Европейской равнине, в сочинениях древних авторов, относятся к VI-VII столетиям н.э., ко времени грандиозного наступления, предпринятого славянством на Балканские провинции Византийской империи. В этот период славяне занимали в Европе обширные пространства. Они являлись далеко не первобытными раздробленными племенами, а могучей и зрелой для того времени политической и военной силой, приступившей к созданию своих первых государств и уверенно взявшей в свои руки дальнейшую историческую судьбу Восточной Европы.

Выступлению славянства на Европейской политической сцене в VI-VIвв. предшествовали, несомненно, многие века его жизни в глубинах первобытной Европы, в отдалении о границ древних рабовладельческих цивилизаций Европейского юга.

Славяне в Европе рассматривались как пришельцы, расселившиеся в ее пределах в течение I-го тысячелетия н.э. Автором этой концепции нередко называли одного из неизвестных

летописцев. « По мнозех же временех, - говорит начальная летопись ,- сели суть словени по Дунаеви , где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска . И от тех словен разидошася по земле и прозвашася имены своими ...» На Дунае и Прикарпатье искал древнейшую Европейскую родину славян Н.М.Карамзин. Оттуда же вел историю восточных славян С.М.Соловьев, полагавший, что летопись сохранила подлинное предание о пребывании славянского племени на берегах Дуная. Он писал, что « «славянское племя не помнит о своем пребывании на берегах Дуная...» В.О.Ключевский также придерживался идеи дунайско-прикарпатской прародины славянских племен.

Интересной и некоторое время господствующей была концепция А.А.Шахматова о двух прародинах славян . Первая из них согласно Шахматову, находилась на территории, прилегающей к устью рек Западной Двины и Немана. После освобождения готтами западных территорий в связи с их движением на юг, славяне направились на запад в Повислинье, которое явилось их второй прародиной. В Повислинье, по Шахматову, начинается распадение славянской общности на две части: западную, которая дала образование западных славян, и южную, которая позднее распалась на две подгруппы: восточную и южную ( восточных и южных славян). Западная группа с обшей прародины продвинулась дальше на запад, а южная после продвижения к югу и освобождения Балкан от гуннов распалась, как было отмечено выше, на южных и восточных славян. Южные славяне двинулись на Балканы, восточные – к Поднестровью и среднему течению Днепра. Здесь возникла прародина восточных славян, откуда восточные славяне расселились в дальнейшем, заняв территорию, которая в последствии стала территорией древней Руси – на севере вплоть до оз.Ильмень, на востоке – до р.Дон.

Концепция А.А.шахматова не принимается современной наукой: она строится на недостаточном количестве фактов, ее автор не имел возможности в полной мере использовать данные топонимики и археологии.

Большое внимание топонимике и археологическим данным уделил Л.Нидерле, который ограничивает славянскую прародину Вислой, южной частью территории современной Белоруси, северной частью Украины, Подолией, Волынью, а также Киевщиной с Десной.

Споры о древнейшей территории славян продолжаются и в настоящее время. Наиболее отчетливо выделяются две противопоставленные друг другу гипотезы: висло-одерская и среднеднепровская. Висло-одерская гипотеза была выдвинута польскими учеными (археологами, лингвистами, этнографами, историками), поддерживается и развивается в настоящее время в Польше в некоторых других странах. Из числа русских ученых-языковедов висло-одерскую гипотезу поддерживает В.В.Мартынов. Согласно данной гипотезе, древнейшие славяне сформировались как самостоятельная этноязыковая единица между Вислой и Одером, т.е. примерно на территории современной Польши, откуда приблизительно в первые века н.э. начинается их расселение на юг (через Карпаты и Венгерскую низменность к Дунаю и на Балканы), на восток (к Днепру и далее) и отчасти на запад. Висло-одерская гипотеза называется польскими учеными также и автохтонной, поскольку среди них распространено мнение, что исконно славянскими землями являются только области современной Польши.

Среднеднепровская гипотеза, выдвинутая еще в прошлом веке, поддерживалась и развивалась такими крупными славистами, как Л.Нидерле, М.Фасмер, К.Мошинский и др. В соответствии с этой гипотезой, славянские племена в последние века до н.э. и в начале н.э. занимали территорию приблизительно между Западным Бугом и средним течением Днепра. На севере их примерной границей была р.Припять, на юге их землями являлись правобережные лесостепные районы. Иными словами, прародиной славян указанного периода была современная южная Беларусь и северная ( на запад от Днепра ) Украина.

Существует еще одна гипотеза, уравновешивающая две предыдущих и называемая по мнению целого ряда ученых висло-днепровской. С.Б. Бернштейн отмечает, что правобережье среднего Днепра в последние века до н.э. было заселено племенами, говорящими на праславянском языке, восточная граница которого шла по среднему течению Днепра (от устья Припяти до Сулы).

Выдвигаются новые гипотезы, привлекается новый материал, но сама проблема прародины славян еще далека от окончательного решения и вряд ли будет решена в ближайшем будущем.

Похожие материалы:

Профессиональные архитекторы России первой половины XIX в. и их основной вклад в градостроительное развитие Иркутска
Градостроительные системы крупнейших исторических городов Сибири - каковыми являются города Омск, Томск, Красноярск, Иркутск - приобрели новый характер, новую стратегию развития в первой половине XIX века, в то время, когда в общегосударс ...

Буряты. Жизнь, культура, обычаи
Коренным населением Забайкалья являются буряты. О времени складывания бурятского этноса высказывались различные мнения. Предпринимались попытки искать непосредственных предков бурят в монголоязычных племенах периода складывания монгольско ...

Критика теории пассионарнарности
этнос исторический пассионарность исторический В 1989 году теория пассионарности стала известна широкой публики после публикации монографии Л.Гумилева. С одной стороны, она тут же стала неотъемлемой частью современной истории и социолог ...