Стефан Егорович Зверев
Она помогает раскрыть страницы ранней истории церкви в крае. Известно, что при закладке городов в средневековой России одновременно строили и соборную церковь. По записям стольника и воеводы г. Коротояка Даниила Семеновича Яковлева, в городе (основанном в Белгородской черте в 1647 году) была заложена соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь, как и город-крепость, строилась по особому чертежу, данному из Москвы. Соборным служителям отводился в городе участок земли для строительства жилья (рядом с “детьми боярскими” и казаками), соборному храму – пахотная земля, попу – сенные покосы (“поповы луга”) в “Ларевой луке”, близ города, у реки Тихой Сосны.
При основании храма (деревянного, крытого кровельным железом) царь Алексей Михайлович пожаловал ему “книги и ризы”. Через несколько лет ризы настолько износились, что попу не во что стало “облачитца” для церковной службы.” Так бедна
была, -- замечает Стефан Егорович Зверев, -- ризница соборного храма г. Коротояка в ХУ11 веке. “В ответ на челобитную коротоякских священнослужителей Алексей Михайлович выделил двадцать рублей ан “приобретение церковной утвари”.Для объективного определения размера царского пожалования и тогдашних цен на церковные ризы, автор статьи воспользовался разъяснениями известного русского историка Василия Осиповича Ключевского, лекции которого он слушал, будучи слушателем Московской духовной академии в Сергиев-Посаде (г. Загорск). В.О. Ключевский объяснял, что 1 рубль 1655-1700 гг. равнялся по ценности семнадцати кредитным рублям конца Х1Х века. Рубль состоял из 200 денег; 6 денег составляли алтын; 20 денег гривну. На царские деньги для соборного храма г. Коротояка были куплены две ризы – “праздничная” и “буденная” с подризниками. Таковы были некоторые детали скромного быта священников соборной церкви города-крепости Коротояк, гарнизону и гражданскому населению которого в ХУ11 веке еще приходилось отбивать набеги крымских татар.
Пристальный интерес проявлял Стефан Егорович Зверев и к видной исторической фигуре Воронежского края конца ХУ11-начала ХУ111 вв. – епископу Митрофану (1623 – 1703). Митрофан выделялся Русской православной церковью в числе наиболее прославленных святителей. Он активно сотрудничал с Петром 1 в организации воронежского кораблестроения. Стефан Егорович в статьях о Митрофане раскрывает многогранную деятельность первого епископа Воронежского, в том числе и в борьбе с расколом.
Стефан Егорович Зверев активно участвовал и в других исследованиях петровской эпохи: опубликовал статью о взятии в 1696 году русскими войсками и флотом, построенном на воронежских верфях, мощной турецкой крепости Азов, закрывавшей выход из Дона в Азовское море; подготовил на основе архивных документов статью о подготовке г. Воронежа в 1705 году к приезду Петра 1; в 1909 году в Воронеже вышла брошюра о Полтавской битве: ее подготовила местная группа краеведов, в числе которых был и Зверев.
В конце Х1Х-начале ХХ вв. он систематически участвовал в подготовке и проведении всероссийских археологических съездов: участвовал в археологических разведках и раскопках, в научном осмыслении найденных материалов, подготовке сборников
статей, научных сообщений, других материалов, выступал на съездах. Так, при его участии к Х11 Всероссийскому археологическому съезду (Харьков 15-23 февраля 1902 года) были подготовлены два историко-археологических издания: “Воронежская старина”.Вып.1 (Воронежский церковный историко-археологический комитет) и “Труды Воронежской ученой архивной комиссии”. Вып.1.
Похожие материалы:
Критика теории пассионарнарности
этнос исторический пассионарность исторический
В 1989 году теория пассионарности стала известна широкой публики после публикации монографии Л.Гумилева.
С одной стороны, она тут же стала неотъемлемой частью современной истории и социолог ...
Достижения в развитии науки, литературы и искусства в Дагестане
За годы Советской власти Дагестан превратился в один из крупнейших научных центров СССР. В начале 80-х годов в республике трудилось свыше 2800 научных работников, в том числе 123 доктора и 1303 кандидата наук. Далеко за пределами Дагестан ...
Культура межнационального взаимодействия
Оренбуржье представляет собой уникальное в этническом плане образование, на бескрайних просторах которого сформировалась одна из наиболее сложных полиэтнических систем, отличающаяся исключительным разнообразием этносоциальных элементов, п ...