Семейное право хакасов в XIX-начале XX века

Страница 5

Помимо инджi для девушки готовили ис - приданое, состоявшее из предметов домашнего обихода. За получение ис родителям девушки дарили одежду и коня, то есть «возврат за приданое».

Укреплению материального положения молодой семьи способствовал обычай моргiр - поездка в гости близким родственникам жены для получение скота. Когда рождался ребенок, то, заготовив вина и гостинцев, отправлялись в гости моргiр к братьям жены, то есть дядьям майы новорожденного. Каждый дядя майы обязательно дарил новоиспеченному племяннику скот (корову или теленка), который с этих пор становился его собственностью.

После рождение ребенка, в дни новолуния, справляли именины - палатойы. Приглашенные родственники в этот день нарекали малыша именем и дарили ему подарки мiс, то есть «на зубок». Обычно дарили скот, который становился собственностью ребенка. Подарки мiс были долговым обязательством, на который распространялся обычай харо. Когда рождались дети у родственников, то их на именинах необходимо было отдарить таким же подарком.

Колыбель для ребенка обязательно должен был делать дядя тайы. После этого совершали праздник первой колыбели пизiк тойы и торжественно помещали в неё малыша. За изготовление колыбели дядя тайы отдаривали одеждой ахта. Когда ребенок достигал годовалого возраста, устраивали праздник iспiк тойы, на котором дядя тайы первый раз постригал волосы племяннику и делал ему подарки.

При выходе девушки замуж вступал в силу обычай избегания - хазынас. Невестка должна была обращаться к свекру только через третье лицо; ей запрещалось вместе с мужчинами садиться за стол, показываться без головного убора и обуви; в присутствии старших родственников она не должна была заходить на мужскую половину юрты и.т.д. На невестку налагался запрет называть по имени и даже по фамилии мужа и его старших родственников.

После выделение сына их хозяйства совершался обряд «примирения», на который собирались родственники. Свекор снимал с невестки наброшенный на плечи платок, после чего она становилась перед ним на колени. Родственники подавали невестки бокал вина, который она преподносила сверку. Мировая заканчивалась обменом поцелуями. Сверок в честь мировой дарил невестки платок, платья или скот. Подаренный скот являлся личной собственностью невестки.

Обычное право разрешало брать вторую жену, если по истечении шести лет первая жена не родит сына или останется бездетной. Когда же и от второй жены были одни дочери, то еще через шесть лет можно было брать третью жену. Более трех жен иметь запрещалось. [1] Многоженство практиковалось только у богачей. Наряду с баями по две три жены имели некоторые шаманы - пугдуры.

Большим позором для девушки считалось рождение внебрачного ребенка - сурас, это выражалось в плате за неё небольшого калыма. Обычно узнавали имя отца внебрачного ребенка и заставляли его женица. Если парень отказывался, то должен был заплатить ады-тоны - коня и овчинную шубу - и за бесчестия 25 рублей. Кроме того, от «незаконного» отца требовалось зарезать для рожнецы барана для приготовление мунджук и подарить ребенку чергек - овчинный комбинезон. Если парень не мог заплатить указанные ады-тоны, то аальный суд в лице главы селения аалбазы наказывал его 25 ударами розог по обнаженному торсу. [3]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца
Коротко о главном Тип постройки: Церковь. Престолы: Георгия Победоносца Дата постройки: Между 1895 и 1903. Адрес: г. Краснодар, ул. Седина, 170 (угол ул. Северная) История этого дивного храма, одного из самых прекрасных памятников це ...

Развитие этнографических знаний в России
Развитие этнологии в дореволюционной России и в СССР.Этнографические сведения о народах Восточной и Западной Европы, об их языках и обычаях содержались в древнерусских летописях, «Слове о полку Игореве» и других памятниках. Возникновение ...

Вознесение (Вознесеньев день, уместие)
Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, в четверг день послепасхальной седьмицы. Согласно Евангелию, сорок дней от Пасхи до Вознесения Христос провел на земле, являясь в ра ...