Становление Нижнего Тагила, формирование округа
В первой четверти XVIII века в церковно-административном отношении Урал находился в составе огромной Сибирской и Тобольской метрополии, включавшей земли от Приуралья до Тихого океана. Обширность епархии вынудила в 1707 году учредить в Иркутске должность викарного епископа. В 1727 году приходы Восточной Сибири выделились в отдельную Иркутскую епархию. В административном отношении Сибирская епархия делилась в XVIII веке на духовные заказы, территория которых чаще всего совпадала с территорией соответствующего уезда. На Урале действовали Верхотурский, Туринский, Краснослободский, Пелымский, Воскресенский, Далматовский, Шадринский, Екатеринбургский, Невьянский, Алапаевский, Нижнетагильский и другие заказы. В их подчинении находились городские и сельские приходы, объединявшие при той или иной церкви 100-150 дворов. При крупных храмах могли объединяться несколько приходов. Приходские церкви строились, снабжались утварью, книгами за счет денег, собиравшихся «миром». Не епархиальная церковная администрация, а крестьянский мир, крестьянская волость управляли делами приходской церкви. Мирской сход выбирал церковный причт, волость предоставляла причту землю, которую приходское духовенство должно было обрабатывать своим трудом. Местное духовенство подлежало волостному суду. Тесная связь приходского духовенства с крестьянством, зависимость церкви от мирского самоуправления. В 1768 году ранг Сибирской и Тобольской епархии был понижен: новые архиереи становились теперь не митрополитами, а епископами (с 1792 года – архиепископами). Сама епархия стали именоваться Тобольской и Сибирской.
Относительная немногочисленность духовенства в крае, с одной стороны, постоянные конфликты с языческим населением Урала и Сибири - с другой, приводили к невыполнению жителями церковных обрядов, несоблюдению постов. С 60-х годов XVII в. большое влияние на жизнь уральского крестьянства и посадских жителей оказывало старообрядчество. В первой половине 20-х годов XVIII века на заводы Урала хлынул поток беглых старообрядцев из Поволжья, в том числе с реки Керженки, в связи, с чем появилось уральское название старообрядце – кержаки. В лесах близ заводских поселков появились скиты и пустыни, возглавляемые авторитетными старцами Никифором, Иаковом, Иовом, Гермоном, Максимом. Демидовы видели в старообрядцах дополнительную рабочую силу, поэтому укрывали их, записывая под чужими фамилиями.
В первой половине XVIII века при возведении Выйского медеплавильного завода в Нижнетагильском поселке появляется старообрядческая деревянная церковь Иова. Тогда население поселка составляли в основном старообрядцы, в честь своего пастыря они и назвали после его смерти эту церковь. В 1745 году старообрядцем Рябовым она была значительно перестроена и расширена. Но случилось несчастье - пожар полностью уничтожил здание. На пепелище в 1781 году возвели новое - более крупное и обширное, с несколькими тайниками. Церковь стала именоваться Свято-Троицкой и до 1840 года оставалась старообрядческой. Старообрядческие часовни и деревянные церкви появились в других поселках Нижнетагильского округа, таких как Черноисточинский и Висимо-Уткинский. Наряду со старообрядческой в Нижнетагильском поселке была деревянная Входо-Иерусалимская единоверческая церковь. Появились единоверческие часовни и храмы и в других поселках нижнетагильского округа.
Похожие материалы:
Культура межнационального взаимодействия
Оренбуржье представляет собой уникальное в этническом плане образование, на бескрайних просторах которого сформировалась одна из наиболее сложных полиэтнических систем, отличающаяся исключительным разнообразием этносоциальных элементов, п ...
Понятие «этнос» В зарубежной и отечественной этнопсихологии
Ясно, что в применении к сербам, англичанам, валлонам, белорусам, голландцам и т.п. слово «народ» имеет иной смысл, чем в том случае, когда говорят об индийском или пакистанском народах. Для выражения именно этого, а не какого-либо другог ...
Священные места в жизни ненцев
По представлениям ненцев, земля – живая, а каждый холм, сопка, река озеро, море имеют своего хозяина – духа. Но имеются особые священные места, отмеченные высшей, сакральной значимостью. Ненецкие топонимы (идолы), обозначающие святые мест ...