Взаимоотношение светской и церковной власти в XX в. – в начале XXI в.
8 сентября 1943 года состоялся Собор епископов Русской Православной церкви. На нем было резко осуждены предатели Родины как противники Креста Господня и всякий православный человек, вставший на сторону врагов, отлучался от церкви, а священнослужитель лишался сана. На Соборе были решены и две важнейшие внутрицерковные проблемы. Во-первых, прошли выборы патриарха, им стал митрополит Сергий. Во-вторых, распавшаяся в начале 20-х годов на несколько враждовавших групп и объединений церковь, вновь стала единой с Патриархом Московским и всея Руси во главе. 28 ноября 1943 г. Совнарком принял Постановление, согласно которому ходатайства верующих рассматривались местными органами, а в случае их одобрения пересылались в Совет по делам РПЦ, после предварительного решения, которого поступали в Совнарком и затем снова в Совет. 5 февраля 1944 г. Совет принял Постановление об официальном открытии первых 18 храмов. В ряде мест восстанавливались архиерейские кафедры, создавались епархиальные управления и свечные мастерские. Итоги «перемены курса» светской власти стали поистине ошеломляющими. Если к началу войны на территории СССР оставалось по разным данным от 150 до 400 действующих приходов, то в 1943-1945 годах были открыты тысячи храмов. Количество православных общин доведено по некоторым сведениям до 22 тысяч.
Аналогичные процессы происходят и в Нижнем Тагиле. 28 декабря 1943 года церковный совет Казанской Церкви аргументировал свое ходатайство об открытии в городе еще 2-х храмов тем, что верующих у нас десятки тысяч и проводить богослужения, особенно в праздники очень сложно. В архиве сохранилась справка ответственного секретаря горисполкома Яковлева, в которой он констатировал, что в городе одна церковь, которая работает на два прихода. В одной половине молятся старообрядцы. В одном из приходов священник репрессирован, и верующие молятся без попа. Посещаемость . большая, в обоих приходах с трудом можно пройти. Далее ответственный секретарь приводит интересные факты и цифры. По его наблюдениям в храм приходит 30% людей в возрасте 25-35 лет остальные пожилые. Количество окрещенных составляет 80-90 человек, причем много ребятишек 3-4 лет и приезжих из других районов, где церквей нет.
К концу войны в нижнетагильском районе работало четыре церкви - Казанская в городе, Николопавловская, Покровская в Балакино, Марии Магдалины в Лае.
Многогранна была благотворительная деятельность Русской Православной церкви. Богослужители сражались в действующей армии, в партизанских отрядах, поддерживали моральный дух тружеников тыла. Была еще одна область патриотического служения России. К февралю 1943 года верующие и духовенство собрали 6 млн. рублей и большое количество золотых и серебряных вещей на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Всего в годы воины было собрано несколько сот миллионов рублей, на деньги верующих была построена и авиационная эскадрилья имени Александра Невского. Активное участие в благотворительной деятельности русской Православной церкви принимали верующие и духовенство Нижнетагильского района. 4 мая 1944 года в связи с выпуском 3-го Государственного военного займа, Президиум церковного совета Казанской церкви произвел подписку на реализацию этого займа в сумме 75 тысяч рублей. Из них 65 тысяч от духовенства и 10 тысяч от прихожан. 5 июля 1944 года церковный совет духовенства и верующих православной общины Казанской церкви постановил приобрести на собственные деньги самолет стоимостью 100 тысяч рублей, назвав его именем Александра Невского и вручить самолет герою-летчику. Всего же к 16 ноября 1944 года церкви и приходы Нижнетагильского района собрали в фонд обороны 233 тысячи 926 рублей.
15 мая 1944 года скончался патриарх Сергий, а 31 января 1945 года в Москве начал работу Поместный собор Русской Православной церкви. Всего собралось 204 участника. На первом заседании Собора было принято «Положение об управлении Русской Православной церкви», составленное при участии работников Совета, на втором заседании Алексия открытым голосованием избрали патриархом. Русская Православная церковь становилась иерархически сплоченной и на всех уровнях соподчиненной организацией. Высшая власть принадлежала Поместному Собору, который при необходимости собирался патриархом. Последний управлял Русской Православной церковью вместе со Священным Синодом из 6 членов, в том числе постоянных – митрополитов Киевского, Ленинградского и Крутицкого. По вопросам, требующим согласования с Правительством, патриарх сносился с Советом по делам Русской Православной церкви. Круг этих вопросов не очерчивался, что давало возможность Совету вмешиваться в церковную жизнь. При Синоде могли существовать учебный комитет, издательский отдел, хозяйственное управление, отдел внешних церковных сношений. Епархии управлялись епископами, назначенными патриархом. Настоятели храмов, назначенные епархиальными архиереями, являлись неприемлемыми членами приходской общины и председателями ее исполнительного органа – церковного совета. Эти положения расходились с существовавшей прежде практикой: строгим разграничением функций в приходе (богослужебных для пастырей, хозяйственно-финансовых для мирян).
Похожие материалы:
Условия и причины возникновения аталычества
Ученые объясняют этот феномен по-разному. Одни выдвигают на первый план социально-педагогические мотивы: сыновей отсылают из дома, чтобы не разбаловать их и одновременно избежать конфликтных ситуаций, как Эдипов комплекс, соперничество от ...
Символ Уэльса
Относительно эмблемы Уэльса нет единого мнения, что предпочесть - нарцисс или лук-порей. Жители Уэльса, независимо от того, где живут, празднуют день Святого Давида и носят на одежде лук-порей или нарцисс.
Для жителей Уэльса эмблема их с ...
Растес
Никто из путешественников, проезжавших по Бабиновской дороге через Растес, не обошел его своим вниманием. Значит, было на что посмотреть: православная церковь, волостное правление, церковно-приходская школа. Позднее появилась метеостанция ...