Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении
Притязая на социальное признание через соблюдение народных традиций, даргинская молодежь свято чтит обычаи гостеприимства и почитания старших. Гостеприимство — социальный обычай, в разной степени свойственный всем народам. Данный обычай в сознании изучаемых этносов представлен как один из величайших добродетелей. Сколько бы хлопот не доставлял хозяину обычай гостеприимства, независимо от социального и экономического положения, уважающие себя даргинцы сделают все, чтобы «не ударить лицом в грязь», то есть принять любого гостя, исполнить долг гостеприимства, если даже для этого придется добыть то, чего у него нет дома. Как писал Р.Гамзатов, «гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никогда не бывает неожиданным, никогда не застает врасплох, потому что гостя мы ждем всегда, каждый день, каждый час и каждую минуту». В доме, где останавливается гость, должен царить покой и порядок: в присутствии гостей не прибирают комнату, не подметают, не суетятся. В доме говорят спокойно, без нервозности, нареканий. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом — для гостя.
В наши дни, обнаружив какие-то запасы конфет, деликатесов, дети могут спросить у матери для них это или для гостей. То, что на случай прихода гостей, обязательно в доме находится что-то соответствующее, никого не удивляет. Это само собой разумеющееся.
В связи с обычаем гостеприимства существует следующее проклятие. «Пусть переломаются все кости у того, кто не любит гостей! Если кто встретит гостя с недовольным видом или нахмуренным лбом, пусть в доме у него не будет старших, которые могли бы давать мудрые советы, ни младших, которые эти советы слушали»[6].
Обычай глубокого почитания родителей и уважения старших — характерные черты семейно-бытовых отношений даргинцев. Старость во всех случаях жизни имеет преимущество — молодые уступают место, первым говорит старший, в присутствии старшего молодые стоят, не курят, не пьют, первому подают воду, слушают совет. Это как обязанности передаются из поколения в поколение и представлено в сознании молодежи. Уважительное отношение к старшим выражается в том, что даргинцы стараются украсить старость близких людей. Любовь, уважение, внимание к старости слышится в благопожеланиях: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии!», «Да исполнятся желания вашей души!», «Счастливой тебе старости!», «Дай аллах тебе для нас жить даст!».
Неуважительность, непочтительность к старшим осуждается обществом. Поэтому такое проклятие «Чтоб твоя старость была никому ненужной!» считается наиболее страшной. Старые люди за невнимательное отношение молодежи к себе проклинают «Чтоб ты до старости не дожил!», «Чтоб твой глаз выпал!», «Чтоб твою голову сорвали!».
Значимым средством стремления быть признанным был и остается труд. Признанием пользуется человек, умеющий что-то делать, человек с детства знающий труд. Ребенка с ранних лет приобщают к посильному труду, начиная с простейших поручений постепенно с возрастом осложняя их. В исконные времена традиционные виды труда передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Каждое село специализировалось на том или ином ремесле. И считалось, если, например, родители — мастера по чеканке, то дети должны овладеть этой профессией, то есть с детства шла ориентация на местные художественные промыслы в зависимости от конкретных условий. «Каждый аул Дагестана — это неповторимый мир традиционных профессий: одни превосходят искусством животноводства, другие — земледелием, третьи — садоводством, четвертые — овощеводством, пятые — тонкой специализацией на отдельные жизнедеятельные ремесла».
Похожие материалы:
Костюм Воронежской губернии
На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Самой судьбой своей, неотделимой от земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям жизни. Крестьянин лишь по кр ...
Весенний календарь
Отшумела весёлая шумная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне.
Большинство праздничных весенних обрядов имеют языческое происхождение, они устраивались древними славянами, на переломе времён года в честь Мараны – богини смерти. ...
Антропологический тип
Современные крымские караимы - среднего роста, с широкой грудной клеткой, с гладкими, иногда слегка волнистыми темными волосами и темными глазами.95% имеют брахицефальный череп, со слегка приплюснутым затылком. Причиной этой деформации яв ...