Причины формирования этнографии как науки
Донаучный период
. Самые ранние этнографические наблюдения дошли до нас в памятниках цивилизаций Древнего Востока. Вавилоняне, ассирийцы, древние египтяне оставили после себя изображения на камне людей разного физического облика и в разных одеждах. Производство эпоксиднои смолы для заливки оптом.
Обширной правдивой этнографической информацией – правда, нередко соседствующей с вымыслами и искажениями – располагал греко-римский мир. Античные авторы – эллин (грек) Геродот и римлянин Корнелий Тацит ставили вопросы о происхождении народов и о родстве между ними. Представления о народах мира существенно расширились в эпоху Великих географических открытий (конец XV середина XVII вв.). К этому времени относится открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г), открытие морского пути из Европы в Индию вокруг Африки Васко да Гаммой (1497-1499 гг.), подтверждение шарообразности Земли в результате кругосветного плавания Ф. Магеллана (1519-1522 гг.), путешествия русских землепроходцев XVI – XVII вв. В эту эпоху по мимо Америки европейцы познакомились с прибрежными районами Африки, странами Южно и Юго-Восточной Азии. Появилось множество сообщений о плаваниях и путешествиях, содержавших сведения о новых странах и народах, а иногда и обширные этнографические описания.
Открытие новых торговых путей и стран, захват новых земель положили начало эпохи колониализма. Продолжавшаяся и позднее XVIII- XIX вв. – колониальная экспансия сопровождалась пополнением знаний о вновь открытых землях и народах, в частности и об индейцах Северной Америки, жителях островов Океании и побережья Австралии.
Среди новых трудов, написанных в ту пору о разных народах мира, почетное место занимают описание многих народов России, созданные русскими учеными.
В конце XVIII первой половине XIX века в европейских странах возник так же интерес к прошлому своих народов, особенно к жизни и творчеству крестьянства. В эту эпоху в Европе начинают собирать и публиковать народные сказки, песни, предания. Именно тогда европейская и мировая культура обогатились знаменитыми сказками, записанными немецкими филологами – братьями В. И Я Гримм, русскими народными сказками, собранными А. Н. Афанасьевым. Фольклором пользовался при написании некоторых сказок (например, сказки «Огниво»), датский писатель Г. – Х. Андерсен; фольклор чувствуется в творчестве А.С. Пушкина. Народные легенды и предания получили отражения в романах и стихотворениях шотландского писателя Вальтера Скотта и др.
Научный период
. Становление науки этнологии
.
Однако собственно этнологическая наука сформировалась как самостоятельная отрасль знания в середине XIX века. К этому времени ряд государств (Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания, Португалия) стали крупнейшими колониальными державами. Интерес к изучению различных народов в значительной мере был вызван практическими потребностями административного управления и хозяйственной деятельности в колониях, а так же необходимостью знать нравы и обычаи народов тех стран, с которыми поддерживались торговые и иные отношения. Известен, например, такой случай, когда по не знанию в один из Китайских портов прибыл груз столовых приборов. Китайцы, которое привыкли во время еды пользоваться палочками, разумеется, не стали покупать ножи и вилки.
Одной из важнейших идей, которые развивали первые этнологи, стала идея эволюции культуры, семьи, религии и других проявлений общественной жизни. Ученые этнологи высказали мысль о том, что развитее культуры и общества на нашей планете подчиняется общим внутренним законам и совершается от простых форм к сложному. Идеи эволюции способствовали распространению научных представлений об обществе и его истории.
К числу наиболее крупных представителей эволюционного направления относятся такие ученые, как англичанин Э. Тайлор (1832-1917), американец Л. Г. Морган (1818-1881), русские ученые – Н.Н. Миклухо-Моклай (1846-1888), М.М. Ковалевский (1851-1916), Д. Н. Анучин (1843-1923) и др. Главный труд Э. Тейлора «Первобытная культура», приобретший широкую известность, посвящен развитию преимущественно духовной культуры человечества, особенно верований.
Этнологическая наука, которую в ряде стран Западной Европы и в США принято называть социальной, или культурной, антропологией, прошла сложный путь. Её история – это не только собирание и накопление нового этнологического материала, но и острые споры, борьба научных школ и направлений. Миру стали известны имена новых исследователей – основателей ряда научных течений. К ним относятся: Б. К. Малиновский, А.Р. Редклифф-Браун, Ф. Боас, К. Леви-Стросс, С.П. Толстов, С.А. Токарев, Ю.В. Бромлей и др.
Похожие материалы:
Культура региона
В истории отечественной культуры Саратовская губерния с давних пор выступает в качестве региона, обладающего высоким культурным потенциалом. География и структура его изменялись на протяжении веков, неизменным при этом оставалось существо ...
Городские ювелиры
Традиции ювелирного дела
Рассмотрение кузнечного дела уже показало тот высокий технический уровень, которого достигло городское ремесло в древней Руси. Но подлинную виртуозность русские мастера проявили в обработке цветных и благородных ...
Современные проблемы Татарской Республики (Газета
"Татарский Мир")
Один из мотивов - и, можно сказать, "мотор" - до крайности решительного требования такой самостоятельности сначала и до последних 2-3-х лет имел прямо и резко выраженный национальный характер: Республика Татарстан приняла на себ ...