Количество городов, типология и типография
Согласно письменным источникам, на юге Казахстана в период раннего средневековья было шесть городов. Это «город на Белой реке» - Испиджаб (Сайрам) и еще три города на Шелковом пути - Газгирд, Шараб и Будухкет. Города Отрар и Шавгар являлись центрами отдельных оазисов.
Однако городищ, которые имеют слои VI - первой половины IX в., гораздо больше, чем названо источниками и отождествлено с конкретными памятниками. Е.И. Агеева и Г.И. Пацевич насчитывали 22 городища, существовавших до VII в., и 61, существовавший с VII по IX в. Это число было преувеличено из-за нечетких датировок и занесения в разряд городов всех памятников, независимо от их размера и структуры.
Бесспорно, к числу городов следует отнести городища, которые идентифицируются с городами письменных источников, т.е. с той моделью города, которая сложилась в представлении современников. Однако этот путь приемлем только для тех районов, где имеются достаточно подробные списки городов. В основном отличить город от сельского поселения бывает трудно, поскольку понятия города и деревни часто сливались. Зачастую разница между ними определялась не уровнем развития ремесла и торговли, а только наличием административной власти, как это было в мусульманском мире VIII - начала XIII в. и относительно недавно в Средней Азии и Казахстане.
В археологической литературе было традиционным определять типологию городищ на основании следующих данных: топографических признаков, в частности форм и размеров, сведений письменных источников; хронологических сведений; географического положения памятника и взаимодействия с окружающей территорией; особенностей архитектуры, использования тех или иных строительных материалов, планировочных приемов.
В среднеазиатской археологии были выработаны особые приемы изучения городищ с целью максимального использования содержащейся в них информации для исторических реконструкций. Определился подход к изучению микрорельефа, отражающий особенности скрытых под ним элементов городского организма.
Особое значение приобретает использование количественных методов при рассмотрении развития среднеазиатского города от начала его появления до средневековья. Например, изучение динамики городских поселений Ферганы за весь период существования показывает, что типы поселений изменялись медленно, городское население было стабильным. По мнению Ю.А. Заднепровского, важную роль в типологических построениях играет соотношение цитадели и всей площади городища. В сельских поселениях цитадель, как правило, занимает больше 25% всей территории. На материалах Согда установлено, что в селе на цитадель приходится большая часть площади. Этот признак был использован при типологии городищ Шаша.
Большую роль играет типологизация поселений и рассмотрение групп поселений или древних оазисов как своего рода макросистем с иерархической внутренней структурой. Так, кушанские поселения площадью более 5 га В.М. Массон относит к городам. Четкий геометрический план городищ, по его мнению, указывает на возможность какого-то централизующего начала.
Э.В. Ртвеладзе при выделении поселений городского типа пользовался такими признаками, как размер, форма, трехчастное деление, наличие фортификационных сооружений. Трехчастность городища и, по мнению других исследователей является важным признаком его отнесения к городу. Аналогичные принципы использовались при классификации оседлых памятников эпохи Сасанидов в Южном Туркменистане.
По мнению исследователей, значительные размеры памятника сами по себе уже отражают сложность выполнявшихся им функций. Если тип поселения рассматривать как устойчивое сочетание определенных признаков, связанных в первую очередь с выполняемыми этими поселениями функциями, то функции находят отражение и в размерах памятника, его внутренней структуре, и в составе находок.
Типологическое изучение конкретных памятников будет способствовать более углубленному пониманию закономерностей исторического процесса. «Типология - очень плодотворный метод, позволяющий определить наряду с известными и какие-то новые существенные стороны конкретного, т.е. единичного, а затем и общего. Типологический метод предлагает доведение в историческом познании сравнительного метода до его полного и наиболее результативного выражения».
При определении типологии раннесредневековых городищ Южного Казахстана использовалась совокупность следующих признаков: хронология; структура городища, размеры городища и соотношение его частей (цитадель и вся площадь или цитадель и шахристан); фортификация; толщина культурного слоя: археологический комплекс, если он получен; керамика и материалы из шурфов и сборов. Но большинство городищ можно классифицировать по таким признакам, как общая площадь и соотношение площадей отдельных его частей, площадь сельскохозяйственной округи, длина стен. Таким образом, в низовьях Сырдарьи выявлена группа раннесредневековых городов, в том числе Сунак-Ата и Куюк-Кескен.
Похожие материалы:
Праздничные обряды
Покров
В Покров день (14 октября)
девушки спозаранок бежали в церковь и ставили свечку празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет.
Скоро, девушки, Покров,
Скоро нам гуляночка,
Скоро-скоро за ...
Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 15 февраля. В основе праздника Сретение Господне лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
Согласно древним обычаям, на соро ...
Дольменная археологическая культура
Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дол ...