Развитие города Омска

Страница 3

Следующее административно-территориальное деление на территории Омской области произошло уже при Советской власти, 7 декабря 1934 г., когда по постановлению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "О разукрупнении Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев и об образовании новых областей Сибири" была образована Омская область с центром в городе Омске. В состав Омской области вошли территория бывшей Обско-Иртышской области с национальными округами на севере, 11 районов Челябинской области, 8 районов Западно-Сибирского края и 12 районов бывшего Омского округа. Омская область стала одной из крупнейших областей в Союзе. Она простиралась от берегов Ледовитого океана до степей Казахстана. Территория ее составляла 1,5 млн. км2, население - 2366,6 тыс. чел.

В 1944 г. была образована Тюменская область. К ней отошли северные округа и районы. Территориальные границы Омской области приобрели современные очертания.

В первые годы существования крепости здесь не было ни одного учебного заведения. С открытием в Тобольске гарнизонной школы из Омска и других крепостей Иртышской пограничной линии направлялись дети солдат, драгун, казаков. Обучение в этой школе с 7 до 15 лет было своего рода повинностью служилого класса и приравнивалось к государственной службе.

В 1765 г. гарнизонные школы открываются в Омской, Ямышевской, Бийской и Петропавловской крепостях. Школа в Омской крепости носила статус Главной гарнизонной, в ней обучались 150 детей, количество учеников в остальных школах не превышало 100. В программу обучения включались такие дисциплины, как "Воинский артикул", чтение, письмо, часослов, Псалтырь, арифметика, геометрия.

Образовательная программа России 18 в. предусматривала возможность обучения детей других национальностей и вероисповеданий. По императорскому Указу от 26 апреля 1789 г. в Омске открылось "Азиатское училище" для детей казаков и чиновников-магометан на русской службе, где обучались 25 учеников 10-12 лет, 20 из них изучали татарский, 5 - манчжурский и калмыцкий языки.

23 декабря 1798 г. при гарнизонной школе было открыто военно-сиротское отделение. 1 мая 1813 г. в Омске возникло училище Сибирского казачьего войска. В нем обучались дети военнослужащих, особенно лиц казачьего сословия. Наряду с общеобразовательными предметами, в 7-летний курс обучения вошла дисциплина "Сельское хозяйство". К 1817 г. количество учащихся достигло 300 чел.

В 1828 г. военно-сиротское отделение гарнизонной школы было преобразовано в батальон военных кантонистов, и к нему присоединено "Азиатское училище". В реорганизованном образовательном учреждении открыты учительско-писарские классы, отделение мастеровых. 5 января 1846 г. батальон преобразован в Сибирский кадетский корпус, ставший в середине 19 в. одним из лучших военно-учебных заведений России. Среди преподавателей корпуса были такие известные личности, как И.В. Ждан-Пушкин, К.К. Гутковский, В.П. Лободовский. Здесь обучались Г.Н. Потанин, Ч.Ч. Валиханов.

В 1854 г. открылась Ильинская мужская приходская школа для мальчиков, в 1858 г. - уездное училище и школа при детском приюте "Надежда", преобразованном впоследствии в пансион Омской женской гимназии. В 1861 г. возникло женское училище II разряда.

По распоряжению генерала Шпрингера в 1764 г. при военной чертежне был организован "оперный дом", ставший первым учреждением культуры в городе. В течение 60-90-х гг. 18 в. балы, маскарады и вечера для купцов, мещан, казаков проводились в помещении гарнизонной школы. Для простого люда на ярмарках устраивались балаганы с Петрушкой, выступали шарманщики, "бухарцы" с обезьянами, цыгане с медведями. В солдатских казармах шли театрализованные представления без сцены. Своего рода художественная самодеятельность была развита и в кадетском корпусе.

Центрами прогрессивной омской интеллигенции были семьи преподавателя кадетского корпуса К.К. Гутковского, советника Главного управления Западной Сибири Я.Ф. Капустина. Здесь собирались образованные чиновники, молодые офицеры, ссыльные декабристы и петрашевцы, которые оказывали большое влияние на культурную жизнь города.

До середины 19в. в городе было 4 церковных библиотеки и библиотека Омского кадетского корпуса. Первая публичная библиотека открылась в 60-х гг. 19 в. В 1887 г. была открыта библиотека "Общества попечения о начальном образовании", в1899 г. - общегородская библиотека им. Пушкина, действующая и поныне.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Обряды, связанные со смертью детей
Несмотря на всевозможные меры предосторожности, которые предпринимались взрослыми, дети в хакасских семьях нередко умирали. Родители относились к смерти своих детей спокойно, полагая, что раз дети умерли, значит, они были слабыми, и для э ...

Социализация носителей этнокультуры
Познание роли и места этничности в современном обществе несет и глубоко личностный смысл. Каждый человек в течение своей жизни неоднократно пытается ответить на простой вопрос: "Кто я?" Смысл этого вопроса и скрывается в невозмо ...

Охрана пещеры «Шульган-Таш»
Поскольку основным объектом охраны заповедника является дикая бортевая пчела, пещера является только лишней головной болью для начальства заповедника. Все еще усугубляется тем, что до развала СССР по реке Белой проходил всесоюзный водный ...