Заключение

Золотоордынский период имеет важное значение в истории татарского народа и его этногенезе. Приход монголо-татарских орд в Восточную Европу, в том числе и Булгарию, не привел к каким-либо серьезным этническим изменениям. Население Волжской Булгарии всегда себя противопоставляло и монголам, и золотоордынским татарам. Население Булгарии сумело сохранить не только свою экономическую и политическую автономию, но и свою этническую чистоту. Ни письменные, ни археологические материалы не показывают изменение ни бул-гарской культуры, ни этноса в это время. Булгары эпохи Золотой Орды полностью сохраняли свою преемственность с булгарами, жившими в домонгольский период. Характерно, что булгары упорно противились попыткам называть их татарами. Это имя в XIII-XV вв. так и не получило какого-либо распространения в Булгарии. В период Золотой Орды происходит распад основной территории Булгарии. Еще во второй половине XIII века от Булгарии отходит ее юго-западная часть по волжскому правобережью. Здесь не позже рубежа XIII-XIV в. создается зависимое от Золотой Орды Наровчатское княжество с центром в г. Мухше. В это княжество вошли земли по Суре, Мокше и Волге, заселенные потомками булгаризированных буртас, которые в источниках уже называются моджарами-мёщеряками. Поэтому выделение Наровчатского княжества следует рассматривать как реальный шаг по пути оформления татар-мишарей. Имеющиеся материалы показывают, что культура Наровчатского княжества во многом была преемственна с культурой Волжской Булгарии домонгольского периода. Одновременно шел процесс выделения этнической основы другой группы поволжских татар-казанских, завершившийся уже в условиях Казанского ханства.

Похожие материалы:

Геологическое строение данного региона
Тектоника В современном тектоническом плане район представляет собой свод крупного Баскунчакского соляного массива, окруженного межкупольными впадинами. На вершинах его отдельных выступов надсолевые отложения полностью или частично уничт ...

Кузьма-Демьян Зимний (Рукомесленники, Божьи кузнецы, Свадебные кузнецы, Калиники, Курятники, Куриные Боги, Кочетятники, Кузьминки)
Народное название дней памяти Святого Косьми и Дамиана, отмечаемых православной церковью, в соответствии с Житиями Святых три раза в году: 1. 14 июля – день памяти Косьми и Дамиана, родившихся в Древнем Риме и ставших врачами. 2. 30 окт ...

Общественно-политическая жизнь Красноярска в годы Перестройки
Перестройка открыла дорогу гласности и свободе слова. Люди, охмелевшие от предоставленных свобод, стали смелее высказывать свои мнения. В средствах массовой информации, в том числе и красноярских, началось повальное очернение прошлого. Од ...