Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков
Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине
XIX
– начале
XX
вв.
Русские православные монастыри играли значительную роль в социально-экономической и духовной жизни Российской империи. Согласно данным 1887 г. они содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети которых приходились на женские монастыри, при этом число мужских монастырей составляло 469, женских не превышало 202. В эпоху Александра III (1881-1894) правительство стало поощрять учреждение церковно-приходских школ, женские монастыри стали центрами женского начального образования. При всех женских монастырях открывались церковно-приходские школы на средства самих монастырей [Смолич И.К. Русское монашества (988-1917). Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1997. С. 293.]
Православные монастыри в регионе учреждаются по мере инкорпорации Северного Кавказа в социальную, политическую и экономическую систему России. Женские монастыри здесь стали играть ведущую роль в развитии хозяйственного освоения региона, ибо они содержали заводы, мельницы, земельные угодия, где занимались сельским хозяйством, школы, больницы, приюты.
Первые женские монастыри в регионе появляются в конце 40-х гг. XIX в. к 1917 г. насчитывалось около 13 женских монастырей и общин на Северном Кавказе. [По подсчетам автора]
Иоанно-Марьинский женский монастырь в г. Ставрополе открывшийся в мае 1848 г. стал одним из первых в регионе. В «Историческом описании Иоанно-Марьинского женского монастыря в городе Ставрополе» подробно описывается история основания обители: «В 40-х гг. XIX в. в городе существовало небольшое общество женщин, которые добровольно несли обеты иноческие – девство и пост, в праздники собирались вместе, читали божественные и душеспасительные книги, пели псалмы Давида и богослужебные песни, иногда принимали на себя, по приглашению, попечение о больных, а в свободное время занимались рукоделием. Организатором этого небольшого общества была Марфа Фетисьева, которая, встретившись с епископом Кавказским в доме у знакомых предложила ему создать обитель для женщин и внесла свои 150 рублей». [Историческое описание Иоанно-Марьинского женского монастыря в г. Ставрополе. Ставрополь, 1898. С.8.]
Первый Кавказский епископ Иеремия принял на себя основную работу по организации обители. Он сразу же начал переговоры о покупке места для строительства монастыря. Жители города приняли большое деятельное участие в сборе пожертвований, 21 февраля 1848 г. мещанин Яков Скоморохов пожертвовал участок в 2 десятины 1063 кв. сажени, 23 мая 1848 года было освящено место закладки храма [Историческое описание Иоанно-Марьинского женского монастыря в г. Ставрополе. Ставрополь: Типография Тимофеева, 1898. С.16.]
Первоначально обитель была открыта под названием приюта для сирот духовного звания женского пола. В 1850 г. приют стал называться Иоанно-Марьинской женской общиной, в 1859 г. получил статус монастыря. Первой настоятельницей общины стала Марфа Фетисьева в 1849 г., к 1851 г. в обители уже насчитывается 39 инокинь. В 1853 г. в списках монастыря значилось 104 женщины, в 1855 - 130 человек, в 1874 уже 226, в 1914 – 493 насельницы. [ГАСК. Ф. 135. Оп.72. Д.1280. Л.159.] При монастыре к 1900 г. было 4 церкви, водяная мельница, 2 маслобойни, 3 пруда для различных хозяйственных надобностей, больница, церковно-приходская школа на 45 мест, в которой обучались дети обоего пола. [ГАСКФ 135.Оп.58.Д.475.Л.77. ] В 1910 г. школу посещало уже 88 мальчиков и девочек, 8 из них жили в монастырском общежитии, 80-приходящих. Школа получила статус второклассной [ГАСК Ф. 306.Оп.1. Д.138. Л 2.]
Похожие материалы:
Домашняя промышленность
Крестьянские промыслы стали питательной средой для зарождения промышленности в губернии. Земледельческий характер экономики, ее удаленность от крупных торгово-промышленных центров обусловили широкое распространение домашней промышленности ...
Городские ювелиры
Традиции ювелирного дела
Рассмотрение кузнечного дела уже показало тот высокий технический уровень, которого достигло городское ремесло в древней Руси. Но подлинную виртуозность русские мастера проявили в обработке цветных и благородных ...
Выводы
обряд календарный фольклор заговор кубань
В патриархальном обществе календарный праздник был связан с культом, обрядами и выполнял функцию регуляции эмоционального состояния и коллективного опыта. В обрядовом фольклоре закодирована идеол ...