Переселение на территорию Камчатки эвенов в XIX веке

Страница 3

Эвены пришли на Камчатку, имея родовую организацию, которая постепенно разлагалась под влиянием развития оленеводства. Богораз, описывая структуру эвенского рода, отмечает, что «каждый род состоит из нескольких десятков семей и имеет во главе выборного старосту, или князя». Они выбирались из уважаемых, зажиточных семей. Его функции были обширны, и власть имела реальную силу. В частности, на нем был сбор ясака, разбор жалоб и ссор, нарушений норм обычного права. Староста служил посредником между русской администрацией и членами рода, через него полицейские чины давали указания о предоставлении транспорта, встрече священнослужителей, времени сбора на родовые собрания. В знак власти староста имел печать, его помощником являлся старшина.

В семейном укладе были сильны патриархальные позиции, об этом упоминает и Слюнин: «Все заботы по дому и весь хозяйственный труд лежит на женщине, тунгус знает только охоту и рыбную ловлю; даже пасти стада оленей он посылает молодых девушек… Между тем это не то подневольное, боязливо рабское положение женщины, какое мы видели, например, у коряков; в среде тунгусов отношения между мужем и женой дружественны и симпатичны». По свидетельству Слюнина, дети эвенов так же пользовались большой любовью и заботой.

Одним из элементов эвенской культуры, что быстринские эвены сохранили и на территории Камчатки, был традиционный эвенский костюм. По Слюнину «одежа тунгусов представляет много особенностей и отличается легкостью и франтовским покроем… Смотря по времени года кафтан шьется или из ровдуги, или из выделанных шкур шерстью наружу… Нижняя часть костюма одинакова как у мужчин, так и у женщин и состоит из торбасов, наколенников… и меховых или ровдужных штанов… Головной убор замужней тунгузки напоминает формой и покроем чепец китаянки, весь зашитый бисером и шелком». Единственное, что по большому счету изменили эвены в своем костюме с приходом на Камчатку, это смена запашной формы одежды на глухую закрытую, корякско- чукотского типа, более приспособленную к местному климату с его сильными, пронизывающими ветрами. Эвены придали ей более эвенский тип, украсив на свой манер.

С середины XIX до начала XX в. количество быстринских эвенов, по переписи 1926-1927гг., достигает 469 человек. Территория их проживания значительно расширилась и в 1932г. был основан Быстринский район, с основным населением – эвены. Таким образом, они прочно заняли особую нишу в истории и культуре Камчатки.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 3 

Похожие материалы:

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая Спожка, Аспосов день, Пасиков День, Осенины, Луков день, Поднесьев день)
Народное название великого двунадесятого Богородичного праздника православной церкви – Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 21 сентября. Установлен в память рождения Пресвятой девы Марии. Сведения о праздн ...

Костюм Воронежской губернии
На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Самой судьбой своей, неотделимой от земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям жизни. Крестьянин лишь по кр ...

Смоленская епархия перед окончанием оккупации
Непрепятствование со стороны оккупационной администрации возрождению церковной жизни с целью тем самым привлечь на свою сторону симпатии местного населения, привело к тому, что смоляне, измученные десятилетиями безбожного режима, начали п ...