Буряты. Жизнь, культура, обычаи

Страница 5

Кочевое и полукочевое хозяйство обусловило и тип пищи. Мясо и различные молочные продукты были основными в питании бурят. Из молока приготовляли варенец (тараг), сырки (хурууд, бисла и хэзгэ), арцы (аарса), сушеный творог (айруул), пенки (урмэ), пахту (айрак). Масло получали из сметаны. Из кобыльего молока делали кумыс, а из коровьего – молочную водку (архи).

Мясная пища занимала исключительно важное место в жизни бурят, особенно зимой. Лучшим мясом считалась конина, затем баранина. В пищевой рацион входило также мясо диких коз, лосей, зайцев и белок. Иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. На зиму заготавливали конину. Существовали особые способы убоя животных. Например, делали разрез на животе и , просунув в него руку, разрывали диафрагму, а затем аорту. Буряты придавали особое значение тем или иным частям туши и соответственно раздача головы, лопатки, бедренной кости, осердия и т.д., особенно при приеме гостей, производилась по установленным правилам этикета.

Для жителей прибрежья Байкала рыба по важности не уступала мясу. Буряты употребляли в пищу растения и коренья, заготавливали их на зиму. Наиболее важными считались полевой лук, черемша, сарана. Из ягод собирали землянику, бруснику. Под влиянием русским происходили некоторые изменения в питании, особенно в местах развития хлебопашества. В употребление вошли хлебные и мучные изделия, картофель и огородные культуры.

Историческую основу культуры бурят составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского суперэтноса. Этот комплекс включал в себя письменные традиции, возникшие у монголов в XIII в. В условиях пребывания в составе России, в процессе приобщения бурят к двум культурным традициям – христианской и буддийской, традиционная культура кочевых народов начала трансформироваться и в какой-то мене вытесняться. В итоге образовалась собственно бурятская культура.

Одним из древнейших и наиболее ярких видов духовной культуры бурят является фольклор. Его основные жанры – мифы, легенды, предания, героический эпос, сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. У бурят, особенно у западных, были широко распространены эпические сказания – улигеры. Например, «Аламжи Мэргэн», «Алтан Шаргай», «Шоно Батор» и др. Их размеры от 2-3 до 25 тыс. поэтических строк. Обычное содержание улигеров – борьба богатырей с врагами и чудовищами. Из числа героических поэм бурят самой значительной является эпос Центр. и Вост. Азии – «Гэсэр».

К числу древнейших видов изобразительного искусства относятся наскальные росписи – писаницы, скульптурные и рельефные изображения культово-ритуального содержания, а также онгоны. В народном искусстве бурят большое место занимает художественная обработка металла, дерева, камня и кости. Художественное производство в прошлом делилось на мужское и женское: к мужским относились резьба по кости, дереву и камню, литье, чеканка по металлу, раскраска деревянных предметов, а также ювелирные работы, к женским- вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях. Основными мотивами в прикладном искусстве были спираль (бараний рог), квадраты, ромбы, зигзагообразные линии, зубцы. В буддийских храмах (дацанах) занимались иконописью, скульптурой, чеканкой, орнаментацией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Диффузионизм
В начале XX в. в противовес эволюционизму, за­мыкавшему рамки исследования рассмотрением внут­ренних изменений в отдельных обществах, ряд этно­логов, социологов и культуроведов развивают концеп­цию диффузионизма, т.е. распространения культ ...

Культура Красноярска в годы Перестройки
Бурный рост промышленного потенциала Красноярска в период предшествующий Перестройке (1960-70-е гг.) сопровождался развитием и обогащением культурно-духовной сферы жизни. Вместе со всей страной красноярцы завершили в 70-е гг. переход к вс ...

Автостереотипы и гетеростереотипы немцев
Первичная негативная оценка «стереотипа» как социального явления, якобы мешающего установлению хороших отношений между людьми, постепенно менялась к более нейтральному контексту и в современных социально-когнитивных исследованиях стереоти ...