Астрахань в годы ВОВ

Страница 13

Задачей комитета являлось сосредоточение всей гражданской и военной власти в целях мобилизации сил и средств для зашиты Родины, установления строжайшего порядка в г. Астрахани и прилегающих к нему районах.

Городской комитет обороны проводил огромную работу по перестройке народного хозяйства на военный лад, подготовке военных резервов для фронта, организации МПВО, строительству оборонительных рубежей, оперативных аэродромов, размещению воинских частей, созданию госпиталей и т.д.

Важнейшей и главной задачей ГКО была организация обороны Астрахани, поэтому его постановление №1 от 26 октября 1941 г. было посвящено строительству оборонительных рубежей.

В целях обеспечения быстрейшего окончания строительства оборонительного рубежа Городской комитет обороны постановлением №5 от 30 октября 1941 г. предписывал мобилизовать материальные и людские резервы Астраханского округа и приступить к работам со 2 ноября 1941 г.

Линия оборонительного рубежа протяженностью 70 км проходила от села Янго-Аскер до села Джакуевка. Строительные работы велись до февраля 1942 г., затем возобновились в июле того же года. В октябре рубеж был сооружен. Сразу же после этого развернулось строительство так называемого тылового рубежа и внутригородских оборонительных сооружений. К концу 1942 г. внутри города было создано 1380 огневых точек, дзотов, железобетонных укрытий, баррикад и других видов заграждений. Ежедневно на строительстве были занят около 20 тыс. человек, преимущественно женщины и молодежь.

В срочном порядке был мобилизован водный, автомобильный и гужевой транспорт. Для медицинского обслуживания по всей трассе рубежа было создано необходимое количество медпунктов.

Когда у стен Сталинграда решалась судьба страны, резко возросло военно-стратегическое значение Астрахани. Здесь, как и в других местах, формировались боевые части для Сталинградского фронта, от-сюда шел поток стратегических грузов, производилось снабжение войск оружием, боеприпасами и питанием.

Оценивая большое военно-стратегическое значение Астрахани, фашистское командование стремилось захватить устье Волги и Астрахань. Для осуществления этой операции противником был разработан специальный план под названием «Фишрейер» (Серая цапля) и создана специальная группировка из хорошо вооруженной 16-й мото-стрелковой дивизии и частей 6-го Румынского корпуса.

Немецкое командование ставило задачу прорваться по дороге Элиста-Урал-Эрге-Яшкуль-Хулхута-Красный Худук к Астрахани и захватить ее. Другой группировке была поставлена задача прорваться в район Юсты, а затем выйти к Волге у Енотаевки и захватить переправу. Гитлеровцы, используя превосходство в силах, вклинились между флангами Юго-Восточного и Северо-Кавказского фронтов, продвигаясь к г. Элисте, откуда предполагали затем выйти к Астрахани, захватить низовье Волги.

12 августа 1942 г. фашистские моторизованные войска при поддержке танков захватили город Элисту и продолжали продвижение на восток.

Над Астраханью нависла серьезная угроза. В этой ситуации ГКО 7 августа 1942 г. принял постановление «О восстановлении и строительстве новых оборонительных сооружений на подступах к Астрахани». На правом берегу Волги вокруг Астрахани широкой полосой проходили два оборонительных обвода (внешний и внутренний). Правый фланг оборонительного обвода пересекал севернее Астрахани с запада на восток Волгу и упирался в железную дорогу южнее села Сеитовку; левый фланг обвода юго-западнее Астрахани упирался в правый берег Волги ниже населенного пункта Оранжерейный.

Все это должно было надежно прикрыть город и дельту Волги от прорыва мотомехчастей и пехоты противника как со стороны Сталинграда по дороге Красноармейск-Черный Яр-Енотаевск-Кануково, так и со стороны Элисты по дороге Улан-Эрге-Яшкуль-Хулхута-Красный Худук-Николаевка».

С большим напряжением и самоотдачей трудились на строительстве оборонительных сооружений коллективы рыбоконсервно-холодильного комбината, судоремонтного завода им. III Интернационала и других предприятий, колхозники Икрянинского, Камызякского, Красноярского и Харабалинского районов. Многие участники строительства за ударный труд получили благодарность от военного командования.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Похожие материалы:

Часовня Иверской иконы Божией Матери
Принадлежит Высоцкому монастырю. Построена в 1853 году, при ней были две кельи. В советское время разрушена, лишь недавно часовню начали восстанавливать. ...

Наследство
После кончины в 1787 году Никиты Акинфиевича остались наследниками 14-летний сын Николай (1773-1828) и две незамужние дочери. В наследство входило девять заводов Тагильской группы: Нижнетагильский, Выйский, Верхне- и Нижнесалдинские, Черн ...

Строительство Забайкальской железной дороги. Основные даты
Впервые идея строительства железной дороги через Сибирь была выдвинута в 1837 году инженером Михаилом Богдановым, проводившим изыскания сухопутного тракта от Иркутска до Кяхты. Она «дозревала» почти полвека. Сначала был разработан ряд про ...