Приобретения и утраты
Мрачные события
Самая страшная страница истории города связана с мрачными временами татарского нашествия. Владимир не выдержал осады и пал.
Взятие Владимира татарами замедлило его развитие, население города сократилось, пришли в негодность его оборонительные сооружения. Еще одно постоянное бедствие — это пожары, страшный бич древнерусских городов. Вот краткое перечисление пожаров:
1185 г. — сгорел почти весь город и 32 церкви;
1192 г. — сгорела половина города и 14 церквей;
1199 г. — сгорела половина города и 16 церквей;
1213 г.— сгорело 200 дворов в городе и 4 церкви (Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, Ильинская, Евпатьевская);
1227 г. — сгорело 14 церквей, двор и церковь Константина;
1491 г. — сгорело 22 церкви (9 в городе и 13 в посаде).
Не менее, чем от пожаров, город страдал от нашествия врагов:
1238 г. — разграблен и сожжен татарами весь город;
1285 г. — князь Андрей Александрович с татарами сожгли город;
1293 г. -— взятие Владимира Дедюней — город разграблен и сожжен;
1382 г. — очередное нашествие татар — город разграблен и сожжен;
1411 г. — взятие Владимира царевичами Талычем совместно с нижегородским князем Данилой Борисовичем и боярином Семеном Карамышевым — был сожжен город и много церквей.
Приводимая хронология опустошительных набегов и пожаров дает наглядное представление о тех невероятных трудностях, которые встретил город в своем развитии, и как мог меняться его облик на непродолжительном отрезке времени. Немудрено, что в XVII веке еще можно было видеть развалины домов, церквей и оборонительных сооружений Владимира. Вот как описал путешественник Олеарий (Адам Эльшлегер) город Владимир того времени, проезжая из Ревеля (Таллина) в Москву: « .декабря 29 прибыли в древний Володимер, который почти на 200 верст, или 40 лье, отстоит от низа и на 150 верст, или 30 лье, от Москвы. Развалины стен, башен, домов, видимые в разных местах, суть несомненные и достоверные признаки древности и величия сего города»{1, c.40-41}. Только в XVII веке при царе Алексее Михайловиче была начата работа по устройству рубленого города в кремлевской части Владимира, для чего были вызваны мастера городского дела. После этого ремонта крепостные сооружения уже не
21
восстанавливались и постепенно пришли в полную ветхость. Правда, в царствование Петра I была сделана попытка привести в порядок крепостные башни, валы и рвы, для чего издана инструкция воеводам: «надлежит смотреть, чтоб в городе и по валу и около всякого города и острога и рвам ни какие люди не ходили и осыпи и рву не обивали и навоз и всякого сору в городе и в остроге у стен и у ворот во рву в тайниках никто не мешал» 19. Но конкретных мер уже не предпринималось, и постепенно валы и рвы разрушались.
Расширение города
Генплан 1781 года.
В конце XVIII века по указу императрицы для русских городов были разработаны новые генеральные планы. В целом они носили прогрессивный характер. Прежней беспорядочности застройки улиц была противопоставлена рациональная система разбивки городской территории на четкую сетку геометрически правильных кварталов, образованных взаимно-перпендикулярным пересечением улиц и постановкой домов на единой красной линии.
В 1781 году регулярный план был утвержден и для Владимира. Его авторы были талантливыми градостроителями. Они максимально учли особенности древней планировки города и сделали все, чтобы сохранить ее основные элементы: трехчастное деление в пределах валов, направляющую ось центральной улицы, обзор со всех прилегающих к нему соседних холмов, доминирующую роль Кремля. Правда, по плану намечалось поставить в Кремле, на площади перед Дмитриевским и Успенским соборами, присутственные места и торговые ряды. Это было бы непростительной ошибкой, так как выдающиеся памятники белокаменного зодчества оказывались изолированными от центральной улицы. Поэтому губернский архитектор Николай фон Берк умело внес в проект изменения: здание присутственных мест (1785) было отнесено к югу и поставлено (хотя и не совсем удачно) между Дмитриевским и Успенским соборами, дом губернатора (1808) отодвинут к востоку, ближе к Рождественскому монастырю, а торговые ряды выведены в Новый город и поставлены на месте прежних торговых лавок (1787-1792). Тем самым было сохранено традиционное деление частей города на основные функции: административную — в Кремле, торговую — в Новом городе, ремесленно-жилую — в Ветшаном.
Похожие материалы:
«Человек один раз рождается, один раз женится, один раз умирает»- говорят
болгары
На мой взгляд, эта пословица в полной мере отражает отношение болгар к браку и семейной жизни. Взгляды народа на женитьбу ясны и категоричны: «Женитьба дана от Бога». Люди не могут представить себе, чтобы мужчина или женщина по своему жел ...
Семиотика жестов
Семиотика как наука о знаках и знаковых системах выдвигает на первый план категорию знакового образования. С семиотической точки зрения, культура предстает как «ненаследственная память человечества», причем, вся информация о мире хранится ...
Обзор культуры Вологодского края в 18 веке
Значение Вологды с конца XVII в. заметно уменьшается[2]. С построением Петербурга она оказывается в стороне от торговых путей и превращается в заштатный провинциальный город, в котором самыми яркими событиями были пожары (1762, 1769, 1773 ...