Правовой комплекс обычаев и традиций коренного малочисленного народа Крайнего Севера - эвенков

Страница 5

Важнейшую роль в жизни эвенков играли такие социальные нормы как традиции и обычаи. Предписания своих предков - Одё - люди выполняли строго.

Эвенкийское слово Одё переводится как «запрет», «оберег», «табу». Но оно же имеет и более общий смысл — система запретов, регламентирующая поведение человека в обществе и его отношения с окружающей средой. Не имея письменности, эвенки закрепили эти нормативные правила в полуфольклорную форму: краткие изречения, подобные пословицам, но отличающиеся от них тем, что советами в пословицах человек может пользоваться по своему усмотрению (может их выполнять, а может и игнорировать), выполнение же запретов Одё для эвенка обязательно. Эвенкийские пословицы — это художественный фольклорный жанр, тогда как Одё — руководство к повседневному поведению, нормы жизни.

Многие эвенкийские одё являются также нормами морали эвенкийского общества, этическими нормами. В промысловой этике существуют Одё, которые следует отнести к нормам нравственности человека: запрещено надругательство над зверем и его останками, нельзя причинять страдания животным, разорять гнезда птиц и даже ругать зверя словами. Бытует и поныне охотничий запрет - Одё: нельзя стрелять в спящее животное.

Промысловая этика и свод Одё передавались из поколения в поколение, почитались и соблюдались. Причиной межродовых и племенных столкновений могло быть нарушение правил охоты и несоблюдение Одё. К примеру, одним из основных Одё было правило: нельзя убивать больше того, что необходимо тебе.

В Одё нашли отражение нравственные стороны взаимоотношений человека и животного. Выходя на первую осеннюю охоту и

добыв зверя, охотник полностью раздавал мясо сородичам и не брал себе ни кусочка. Считалось, что «даюший охотник» и «дающий род» всегда будет иметь охотничью удачу. Голову лося и оленя как одну из важных частей животного никогда не ели в одиночку, приглашали всех членов семей, кочевавших вместе. Есть в одиночку либо одной семьей голову лося и оленя считалось Одё.

Разделка туш добытых животных происходила всегда в определенном порядке с соблюдением ритуалов, также зафиксированных в Одё.

По отношению к каждому добываемому животному существуют свои конкретные правила, их очень много, но охотниками они всегда соблюдаются неукоснительно.

Множество Одё было направлено на самосохранение и продолжение человеческого рода. Они являлись правилами жизни для мужчин, женщин, детей, семьи, рода. К примеру, близкие должны были неукоснительно следить, чтобы роженица выполняла следующие Одё: не ела несвежую пищу, если поест такую — сгорит от жара и умрет; не поднимала тяжелые вещи, не носила дрова, воду; за месяц до родов роженице нельзя было выделывать шкуры, шить. Подобные запреты сохраняли здоровье роженицы и будущего ребенка.

Кроме Одё у эвенков существовал и существует неписаный свод узаконенных традиций, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения. Он касался и отношений человека с окружающим миром. Они обозначаются словом Иты (Итин), имеющим значения «режим», «закон», «устав». По представлениям эвенков, Иты как законный порядок и традиции жизни эвенкам дало небо Буга. По фольклорной версии, их оставил как заветы бог-творец Сэвэки, сотворивший Среднюю землю, человека и животных.

Это заповеди общечеловеческого содержания, по которым следует жить эвенку. Иты составляют общий свод положений и подобны библейским типа: не убий, люби ближнего своего и т.д. Небо Буга есть родитель и воспитатель человека _ считали эвенки. В этнографических работах Г.М. Василевич, А.Ф. Анисимова, А.И. Мазина имеются сведения о божестве Буга. Представления эвенков о Буга и многих других явлениях никогда не были законсервированными, они развивались, упорядочивались и ныне живут в сознании людей, ведущих традиционный образ жизни.

В эвенкийском, в частности, слово Буга имеет основные значения: «мир», «вселенная», «небо», «бог дух». От неба Буга зависит вся жизнь человека: оно и законные обычаи для эвенков установило, оно и следит за нравственностью человека.

Эвенки считают, что небо Буга следит за поведением человека, все поступки человека должны быть угодны небу Буга, он ничего не должен делать против воли неба Буга. Если кто-то делает что-то не так, как положено, его обычно останавливают выражением: «Против неба Буга делаешь! Грех!». Радости и несчастья даются человеку небом Буга в зависимости от его поведения: «Небо Буга, если пожелает, — добра даст и плохое пошлет на твою плохость ». Небо Буга посылает наказание человеку, если он этого заслужил: «Буга проклянет!».

Эвенк постоянно помнит о Буга. Буга — источник всего, из Буга и от Буга все происходит. Буга — верховный правитель Вселенной, поддерживающий существование человека и наставляющий, воспитывающий его. В сознании эвенка Буга — живое существо. При этом Буга не имеет единого и конкретного образного воплощения. Это божество, которое является основой нашего мира, нашей Вселенной, по сути дела это и есть сама Вселенная. И человек есть порождение Буга, воспитанник и дитя Буга, как и все остальное, что живет на земле.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Свадебная поэзия
Словесное, в первую очередь поэтическое (стихотворное) оформление свадьбы обладало глубоким психологизмом, изображая чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невест ...

Города Южного Казахстана
Испиджаб (Сайрам) Испиджаб - крупнейший, центральный город на Великом Шелковом Пути. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: "Сайрам - название ...

Петрашевцы Ф.М. Достоевский и С.Ф. Дуров
Таким же увидели Омск в 1850 году представители следующего поколения политических изгнанников: петрашевцы Федор Михайлович Достоевский и Сергей Федорович Дуров (1816-1869). Уже покидая в 1854г Омск, Достоевский характеризовал его нелестно ...