Римско-католический костел

Страница 1

Монументальное белое здание костела возвышается над равнинной местностью между рекой Кутум и каналом им.1 мая. Доминируя своими башнями и куполом над окружающей застройкой, костел замыкает с востока силуэт центральной части Астрахани. История Астраханской католической миссии восходит к 1716 г. К концу первой четверти 18 века католики прочно утвердились в Астрахани, превратив ее в один из главных опорных пунктов своего миссионерство на востоке.

Центром просветительской деятельности стала Греко-латинская школа (1728 г) при костеле, являвшаяся филиалом Полоцкой академии. Школа известна обучением в ней первого академика россиянина В.К. Тре-диаковского. Характерной особенностью строительства костела, начатого в 17&2 г., можно считать участие астраханцев, принадлежавших к разным вероисповеданиям. Постройка завершилась 29 апреля 1769 года, отделочные работы и внутреннее устройство костела продолжалось до октября 1779 года, когда торжественно, в присутствии русских чиновников и при огромном стечении горожан разных сословий и наций, с разрешения папы Пия VI, костел был освящен.

По свидетельству современников, в костеле находились иконы итальянской работы, большой алтарь, украшенный богатой деревянной резьбой; две кафедры и скульптурное распятие считались также итальянского происхождения. Достопримечательностью являлся большой орган; при костеле имелась стариннная библиотека.

Астраханский костел представляет наиболее полный планировочно-композиционный тип построек такого рода. Это прямоугольный в плане, вытянутый с северо-запада на юго-восток, двубашенный купольный храм, с одной полукруглой алтарной апсидой. Две встроенные башни, увенчанные небольшими квадратными „капулками", двумя сквозными ярусами возвышаются над замкнутым объемом. Четыре внутренних столпа несут крупный световой восьмерик, перекрытый лотковым куполом над средней частью объема. Завершается купол восьмигранным фонарем.

В восточной части храма, по сторонам глубокого алтаря, выделены два помещения пресвитериума, в плане симметричные башням. Между пресвитериумом и башнями образовано квадратное пространство; перекрытое продольным и поперечным коробовыми сводами, а так же сводами по периметру средокрестия. Двойственность конструктивно-пространственного решения, совмещающего черты католической базилики и православной церкви типа „вписанный крест", является основной особенностью архитектуры астраханского костела.

Постройка выполнена из кирпича на кирпичном ленточном фундаменте. Своды скреплены тройными металлическими связями. Крыша вальмовая, с двускатным размыканием над фронтоном главного фасада. Главный купол и купола башен покрыты железом по деревянной обрешетке. Полы первоначально кирпичные, в начале XX в. покрыты керамической плиткой с узорным рисунком.

Стены и своды снаружи и внутри оштукатурены и побелены. Помимо отдельных утрат, архитектурные формы здания сохранились без существенных искажений и переделок.

Осенью 1722 года Петр I, возвращаясь из Персидского похода, приказал превратить Ивановский монастырь в лазарет для раненых и больных матросов и солдат. А монахам велел ухаживать за больными.

Но после смерти Петра I монастырь вновь воспрянул, стал получать от правительства разные льготы. Монахи имели право огребать соль в озерах, ловить рыбу в подгородных водах. На реке Кутум они имели кузницы, лодочный караул, плоты с пристанью, огромный сад. Большой доход приносило монастырю и паломничество к иконе Мирона и Антипия, целителей от лихорадки, которая постоянно свирепствовала в здешнем крае.

Много веков отшумело над монастырским подворьем. Терпел он и наводнение, и пожары, но на открытках начала XX века выглядел очень внушительно. Особенно интересна открытка, изданная Артуром Рерихом. Мы видим двухэтажный настоятельский корпус с небольшой угловой башенкой, увенчанной флюгером. Флюгер необычен - он изображает ангела с трубой. Слева глаз любуется древней башней, на втором ярусе которой находилась церковь Иоанна Воина, а выше колокольня, над восемью окнами которой, словно чешуя гигантской рыбины, ряды кокошников, переходящие в каменный восьмигранный шатер. Эта башня воспроизведена в альбоме "Памятники древнеру9ского искусства" (издание Императорской академии художеств, выпуск 4, 1912).

Справа за настоятельским корпусом тянутся ввысь пять куполов красивой, изящной церкви Иоанна Предтечи, построенной в конце XIX века. По своему силуэту она чем-то напоминает церковь Троицы в Останкино.

Полностью церковь Иоанна Предтечи изображена на открытке, изданной фотографом М. Рейтманом в городе Петровске Дагестанской области. К счастью, эта церковь сохранилась до нашего времени.

Но нет уже прежнего убранства церкви и ее исторических реликвий, ' которых было очень много. Например, там хранилась серебряная дарохранительница искусной работы. На каждой из четырех ее сторон были изображения: "Положение во гроб", "Тайная вечеря", "Христос в Гефсиманском саду" и "Христос, несущий крест". По углам литые евангелисты. В "Путеводителе по Астрахани" (за 1896 год) говорилось, что эта дарохранительница - "замечательный образчик древнего искусства".

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)
Первая половина 19 века для России была переломной эпохой, когда феодализм сменялся капитализмом. Существует две противоположные точки зрения на степень развития новых отношений в Сибири. И.И. Лекин, Л.И. Светличная, В.Г. Карцов и другие ...

Крепость Чембало
Крепость Чембало является одной из главных достопримечательностей Балаклавы и хорошо просматривается из любой точки Балаклавской бухты . Добраться до ее величественных развалин не так сложно даже людям в возрасте — на холм ведет обустро ...

Музей Боевой Славы
Музей был основан в годовщину 30-летия Победы над фашистской Германией 8 мая 1975 г. в здании, где в дни боев на подступах к Астрахани был политотдел 28-й армии, торжественно открылся музей боевой славы. . В время Великой Отечественной Во ...