Римско-католический костел

Страница 1

Монументальное белое здание костела возвышается над равнинной местностью между рекой Кутум и каналом им.1 мая. Доминируя своими башнями и куполом над окружающей застройкой, костел замыкает с востока силуэт центральной части Астрахани. История Астраханской католической миссии восходит к 1716 г. К концу первой четверти 18 века католики прочно утвердились в Астрахани, превратив ее в один из главных опорных пунктов своего миссионерство на востоке.

Центром просветительской деятельности стала Греко-латинская школа (1728 г) при костеле, являвшаяся филиалом Полоцкой академии. Школа известна обучением в ней первого академика россиянина В.К. Тре-диаковского. Характерной особенностью строительства костела, начатого в 17&2 г., можно считать участие астраханцев, принадлежавших к разным вероисповеданиям. Постройка завершилась 29 апреля 1769 года, отделочные работы и внутреннее устройство костела продолжалось до октября 1779 года, когда торжественно, в присутствии русских чиновников и при огромном стечении горожан разных сословий и наций, с разрешения папы Пия VI, костел был освящен.

По свидетельству современников, в костеле находились иконы итальянской работы, большой алтарь, украшенный богатой деревянной резьбой; две кафедры и скульптурное распятие считались также итальянского происхождения. Достопримечательностью являлся большой орган; при костеле имелась стариннная библиотека.

Астраханский костел представляет наиболее полный планировочно-композиционный тип построек такого рода. Это прямоугольный в плане, вытянутый с северо-запада на юго-восток, двубашенный купольный храм, с одной полукруглой алтарной апсидой. Две встроенные башни, увенчанные небольшими квадратными „капулками", двумя сквозными ярусами возвышаются над замкнутым объемом. Четыре внутренних столпа несут крупный световой восьмерик, перекрытый лотковым куполом над средней частью объема. Завершается купол восьмигранным фонарем.

В восточной части храма, по сторонам глубокого алтаря, выделены два помещения пресвитериума, в плане симметричные башням. Между пресвитериумом и башнями образовано квадратное пространство; перекрытое продольным и поперечным коробовыми сводами, а так же сводами по периметру средокрестия. Двойственность конструктивно-пространственного решения, совмещающего черты католической базилики и православной церкви типа „вписанный крест", является основной особенностью архитектуры астраханского костела.

Постройка выполнена из кирпича на кирпичном ленточном фундаменте. Своды скреплены тройными металлическими связями. Крыша вальмовая, с двускатным размыканием над фронтоном главного фасада. Главный купол и купола башен покрыты железом по деревянной обрешетке. Полы первоначально кирпичные, в начале XX в. покрыты керамической плиткой с узорным рисунком.

Стены и своды снаружи и внутри оштукатурены и побелены. Помимо отдельных утрат, архитектурные формы здания сохранились без существенных искажений и переделок.

Осенью 1722 года Петр I, возвращаясь из Персидского похода, приказал превратить Ивановский монастырь в лазарет для раненых и больных матросов и солдат. А монахам велел ухаживать за больными.

Но после смерти Петра I монастырь вновь воспрянул, стал получать от правительства разные льготы. Монахи имели право огребать соль в озерах, ловить рыбу в подгородных водах. На реке Кутум они имели кузницы, лодочный караул, плоты с пристанью, огромный сад. Большой доход приносило монастырю и паломничество к иконе Мирона и Антипия, целителей от лихорадки, которая постоянно свирепствовала в здешнем крае.

Много веков отшумело над монастырским подворьем. Терпел он и наводнение, и пожары, но на открытках начала XX века выглядел очень внушительно. Особенно интересна открытка, изданная Артуром Рерихом. Мы видим двухэтажный настоятельский корпус с небольшой угловой башенкой, увенчанной флюгером. Флюгер необычен - он изображает ангела с трубой. Слева глаз любуется древней башней, на втором ярусе которой находилась церковь Иоанна Воина, а выше колокольня, над восемью окнами которой, словно чешуя гигантской рыбины, ряды кокошников, переходящие в каменный восьмигранный шатер. Эта башня воспроизведена в альбоме "Памятники древнеру9ского искусства" (издание Императорской академии художеств, выпуск 4, 1912).

Справа за настоятельским корпусом тянутся ввысь пять куполов красивой, изящной церкви Иоанна Предтечи, построенной в конце XIX века. По своему силуэту она чем-то напоминает церковь Троицы в Останкино.

Полностью церковь Иоанна Предтечи изображена на открытке, изданной фотографом М. Рейтманом в городе Петровске Дагестанской области. К счастью, эта церковь сохранилась до нашего времени.

Но нет уже прежнего убранства церкви и ее исторических реликвий, ' которых было очень много. Например, там хранилась серебряная дарохранительница искусной работы. На каждой из четырех ее сторон были изображения: "Положение во гроб", "Тайная вечеря", "Христос в Гефсиманском саду" и "Христос, несущий крест". По углам литые евангелисты. В "Путеводителе по Астрахани" (за 1896 год) говорилось, что эта дарохранительница - "замечательный образчик древнего искусства".

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Ювелирное дело на селе
Формы для литья Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье. Это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще с эпохи бронзы. Металл расплавляли в глиняных тиглях п ...

Вологда в памятниках архитектуры XVII в. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор. Легенда о моровой язве
Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необы ...

Цыганская кухня
Кухня цыган-рома довольно проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, говядину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. Им также нравятся блюда из картофеля. Как и каждый народ, цыгане имеют и свои национальные блюда ...