Памятник 800-летия Вологды
На Ленивой площадке – бывшем центре древнего города – установлен памятник в честь 800–летия города. Авторы его Т.П. и Г.П. Котаревы. В декоративном оформлении использованы детали древнерусского зодчества.
На массивный гранитный постамент водружен четырехгранный обелиск. По углам постамент обработан квадровым рустом, а на его гранях помещены бронзовые рельефы, в которых отображены события из истории Вологды. Сцены обрамлены мощными архивольтами. Небольшие килевидные арочки украшают обелиск внизу.
«ВОЛОГДА» - что означает это слово?
Вологодский поэт Александр Романов писал так: «Слово Вологда» произносится, как глубокий выдох. Протяжные звуки «о», соединенные нежным «а», придают ему запевное очарование. Так и слышатся поначалу понятные сердцу «волога», «влага», но последний твердый слог придает всему таинственность.
«Вологда» - что же все-таки значит? Говорят, на языке одного угро-финского, племени это – «светлая река». А вот поэт Александр Яшин написал свое знаменитое:
«Ты проедешь волок, еще
волок, да
Еще волок – будет город Вологда».
Итак, имеются две версии названия города. По одной – это перевод с угро-финского, по-другой – название происходит от русского слова «волок», так как в древности здесь проходил один из путей, по которому путешественники волокли свои суда по суши к реке Вологде.
С доисторических времен, когда этот край был покрыт дремучими лесами, его заселяли древние, видимо, угро-финские племена, жившие по берегам рек и озер. Причудливые каменные бабы, которые сегодня можно видеть во дворе Вологодского музея-заповедника, относятся, вероятно, еще к III-II тысячелетию до нашей эры. В последние годы археологи обнаружили на территории области немало «домиков мертвых» - ритуальных погребальных сооружений с предметами культа и быта. С V-VI века на территорию области приходят славяне. Археологические раскопки на территории древнейшей части города свидетельствуют, по существу, о его доисторическом существовании.
Но впервые летописное упоминание о Вологде относится к 1147 году это и принято считать годом основания города. Таким образом, Вологда, по летописи, является ровесницей Москвы и одним из древнейших городов русского Севера.
Вероятно, город основали новгородцы. Во всяком случае, по документам XIII века Вологда значится в составе новгородских земель. Но за город шла ожесточенная борьба новгородских, ростовских и затем московских князей, которые постепенно взяли верх.
В XIV столетии началась активная монастырская колонизация Севера. Многочисленные монастыри возникли и на Вологодчине: Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и другие. Суровые испытания выпали на долю города в начале XVII в. во время польско-литовской интервенции. В 1608 г. Вологда и некоторые другие северные города принесли присягу Лжедмитрию. Однако вскоре, испытав на себе все тяготы произвола, чинившегося при новом порядке, население встало на сторону Москвы.
Штурмы и разграбления города случались в 1434ти 1450 годах. С одним из этих страшных событий исследователи связывают происхождение, по-видимому, «самой вологодской» легенды, повторявшейся в народе в разных вариантах более 400 лет. Мы имеем в виду легенду о белоризцах – людях в белых «ризах» (одежде): «Однажды в зимнее время неожиданно подошло к Вологде большое войско и к ночи окружило крепость. Вел войско князь Дмитрий Шемяка. В городе не оказалось ни воевод, ни воинов. Стены города были слабы, мало было людей для обороны от врага. Горожане в страхе ожидали наступления утра. Трое жителей города этой ночью видели одинаковый сон – будто осветился весь город, когда подошел к нему святой покровитель Вологды Димитрий Прилуцкий. От «убогого дома» (места захоронения неизвестных и погибших насильственной смертью) подошли к нему два белоризца – человека в белых светящихся одеждах. Димитрий и белоризцы помолились о спасении города от гибели и стали укреплять бревнами все четыре городские стены. Когда работа была закончена, белоризца стали невидимы. Утром с Божьей помощью горожане отбили нападение неприятеля, бросая со стен камни. Войско много дней вокруг Вологды, но не нападало больше и затем отошло к городу Галичу, где многие воины его погибли. Так Бог наказал их за неправую войну на русской христианской земле.
Похожие материалы:
Открытие пароходного движения по Енисею
Главной транспортной артерией был Великий сибирский тракт. Натуральные и денежные повинности по обслуживанию тракта являлись тяжелым бременем для городских обывателей. Но, несмотря на возрастающие поборы, состояние тракта и дорог в предел ...
Границы района и расположение
Граничит с районами:
Красногвардейским – граница идет от пересечения оси Обводного канала с осью реки Невы, проходит на юго-восток по оси реки Невы до оси Финляндского моста, далее по оси Финляндского моста на северо-восток до западной с ...
Народные обычаи, верования и
религии казахов
Казахские народные обычаи и обряды часто проявлялись в различных ритуалах, соблюдаемых в повседневной хозяйственной деятельности кочевников-скотоводов. Так, весной, выезжая из зимовки, и осенью, возвращаясь обратно, в обязательном порядке ...