Эвенкийский комплекс
В таежном крае за Байкалом издавна живут эвенки. Это часть того этноса, который расселен необычно широко – на семи из десяти миллионов кв. километров территории Сибири. В то же время общая численность эвенков составляет не более 25 тыс. человек. Эвенков (по-старому тунгусов) можно встретить в горах, в тундре, на лесных просторах от Енисея до Тихого океана, от Степей Монголии до Северного Ледовитого океана.
Районы, прилегающие к Байкалу, считаются некоторыми учеными прародиной эвенкийского народа. До начала 18 в. Эвенков можно было встретить по всему побережью озера Байкал и в прилегающих таежных массивах. В настоящее время эвенки Забайкалья проживают в Баунтовском, Северо-Байкальском, Курумканском районах Бурятии, на севере Читинской области, в Баргузинском районе и в г. Улан-Удэ.
Уменьшение ареала расселения эвенков в Забайкалье объясняется их массовым вымиранием до Октябрьской революции.
Местное купечество, скупая за бесценок у таежных охотников пушнину спаивало их. Царское правительство не заботилось о медицинском обслуживании эвенков, их материальном положении. В конце 19 – начале 20 века прошли опустошительные эпидемии сибирской язвы, поголовье домашних оленей – основного источника жизни забайкальских эвенков – катастрофически упало. По данным Баунтовской управы за 1894г., например, в районе насчитывалось свыше 3000 голов оленей, а к 1917 г. Их осталось менее 700 голов. От голода и болезней значительно уменьшилась численность эвенкийских родов. Так. По берегу Байкала от Турки до Верхней Ангары из 2000 человек осталось в живых немногим более 800.
За годы Советской власти многое изменилось. Быт эвенков изменился так быстро, что уже сейчас – чумы, лабазы, шаманская атрибутика, охотничий и рыболовный инвентарь практически не сохранились. Только в самых дальних уголках забайкальской тайги, на местах былых стойбищ можно встретить полусгнившие лабазы, навесные захоронения людей, некоторые предметы прошлого кочевого быта.
Этнографическому музею удалось отыскать некоторые такие места и по собранным материалам не только реконструировать жилища, но и воссоздать стойбище охотников, рыболовов, оленеводов 19-нач 20 веков. Это несколько чумов, крытых берестой, лосиными шкурами, деревянные лабазы с крышами, навесы, расположенные в непосредственной близости друг от друга. Эвенкийский комплекс разместился в сухом сосновом бору, на берегу ручья, где обычно строили эвенки свой временные жилища.
Чум летом и зимой был основным жилищем эвенков. Единственным отличием было лишь то, что летний чум сооружался из бересты, а зимний из их коры или тонких бревен. В центре чума был очаг, за которым против входа – почетное место для гостей. Здесь имеются полдочки для хранения продуктов и посуды. В верхней части чума – перекладина для сушки одежды. Мебели, кроме столика на миниатюрных ножках, в чуме не было.
Сумы, мешки, свернутые постели (спальные мешки из шкуры оленя), подушки, одеяла располагались по внутренним краям чума. Разделение на мужскую и женскую половины было характерно в то время для многих народов Сибири.
В небольшом отдалении стоит чум шамана. Шаманство играло в дореволюционной жизни эвенков большую роль. Шаман выступал в роли лекаря, предсказателя судьбы. Кроме того, шаманы камлали перед охотой, на похоронах, на свадьбах. Камлание у эвенков, как и у всех народов Севера, состояло в ритуальной пляске, пении и ударах в бубен.
В эвенкийском комплексе представлены также некоторые виды орудия труда фабричного производства. Купцы, скупая за бесценок пушнину, доставляли таёжным охотникам огнестрельное оружие, металлические капканы, петли, обметы для ловли соболя, сети и неводы. К эвенкам-хамниганам поступали земледельческие орудия: плуги, бороны, косы, серпы, вилы.
Знакомство с эвенкийским комплексом даёт достаточно полное представление о быте и культуре эвенков дореволюционной поры.
Похожие материалы:
Слияние предместий с городом
Статус крепости мешал развитию Оренбурга как города, что особенно стало ощутимо в середине XIX века, когда крепость фактически потеряла свое значение. Несмотря на это, по генеральному плану, утвержденному военным министром в октябре 1850 ...
Основные вехи развития округа, храмовое строительство во второй половине
XVIII в. – первой половине XIX в.
В 1780-1781 годах Екатерина II провела новую губернскую реформу, по которой территория Урала была поделена между четырьмя наместничествами. Вятское наместничество объединяло уезды прежней Вятской провинции. Пермское наместничество – состо ...
Охрана пещеры «Шульган-Таш»
Поскольку основным объектом охраны заповедника является дикая бортевая пчела, пещера является только лишней головной болью для начальства заповедника. Все еще усугубляется тем, что до развала СССР по реке Белой проходил всесоюзный водный ...