Русский старообрядческий семейский комплекс

Забайкальские старообрядцы, называемые местным населением «семейскими», представляют одну из интересных этнических групп края. Сосланные сюда в середине 18 века, они принесли с собой и сохранили здесь яркие элементы древней русской национальной культуры. Распахивая целину, выкорчевывая деревья в тайге, старообрядцы - семейские очень скоро превратили Забайкалье в ведущий хлебородный район Восточной Сибири. Они сеяли коноплю, рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овес. Сажали картофель, разводили огороды и даже выращивали арбузы и дыни. Вот что сообщалось о земледельческом таланте семейских в одном из официальных губернских источников за 1808 г.: «Пример редкого трудолюбия, и прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы они поселены лет за 40 на местах песчаных и каменистых, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделали, так сказать, и камень плодородным.

Ныне у них лучшие пашни и их хлебопашество составляет им не токмо изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерчинского уездов».

Переселившись в Забайкалье, старообрядцы стали жить крупными обособленными группами в нынешних Тарбагатайском, Бичурском и Мухоршибирском районах Бурятии, а также в Красночикойском районе Читинской области.

Старообрядческий (семейский) комплекс представляет собой типичную улицу односторонней застройки. Здесь имеются дома крестьян разного достатка: дом- «связь», вывезенный из села Надеино, в нем имеются все предметы быта и орудия труда, характеризующие образ жизни старообрядцев крестьян-середняков. «Связь» - трехкамерное жилище, состоящее из горницы и избы, разделенных сенями. Двухскатная крыша покрыта драньем. Края крыши упираются в желоба. Одностворчатые ставни с уличной стороны расписаны цветками, птицами и оленями.

Одна из характерных особенностей интерьера семейских - яркая роспись лавок, кадок для воды, наличников, посуды. В стене прорублено окошечко, закрывающееся доской, откуда наблюдали за двором.

Горница считалась праздничной частью дома, здесь принимали гостей, иногда жили в летнее время сами, совершали религиозные обряды, так как там стояло большое число старообрядческих икон.

Вторая часть «связи» - жилая изба. Здесь проводили большую часть времени, работали, готовили пищу, спали.

В избе и горнице стоит мебель простая, самодельная: стол, покрытый домотканой скатертью, диван, кровать, сундук, шкаф с посудой. Помимо глиняной и деревянной посуды здесь представлена стеклянная и фарфоровая, что было большой редкостью в крестьянских деревнях прошлого века и говорят о зажиточности хозяина.

Украшают избу и так называемые « карманы» - настенные подушечки - коврики, разделенные ленточками на несколько равных частей. Раньше они служили для хранения мелких предметов, например, иголок, ниток.

Усадьба зажиточного крестьянина- старообрядца делилась на три части: ограда, скотный двор и огород. Во дворе, обнесенном глухим забором (заплотом), расположены амбар, сарай-завозня, зимовье, где зимой держали новорожденных телят, поросят и кур.

Под навесом собраны почти все основные предметы хозяйственного назначения: сохи, плуги, бороны, веялки, молотилки, и т.д. А также средства передвижения: зимняя кошевка, предназначенная для поездок в гости, а также одноосная сидейка. Она носит название «бестужевка», потому что изобретателем этого типа сидеек на деревянных рессорах был декабрист М.А. Бестужев, живший на поселении в Новоселенгинске.

Так как основным занятием семейских было земледелие, скота они держали меньше, чем буряты. Но и здесь мы видим отдельные помещения для лошадей, коров, овец, свиней и молодняка.

Двухэтажный дом богача вывезен из села Куйтун. Это дом – «связь» с жилым помещением на втором этаже и торговой лавкой на первом.

В старообрядческой деревне большое значение придавалось украшению ворот. По ним судили о достатке хозяина. Из села Новая Брянь Заиграевского района вывезены уникальные ворота с прилегающими к ним полотнищами забора. Ворота, калитки и заборы сплошь покрыты рельефной резьбой и богато раскрашены.

Завершается старообрядческий комплекс часовней, построенной в 1910 году в селе Ключи. Это небольшая молельня, наверху которой восьмиконечный крест. В таких часовнях семейские-беспоповцы устраивали молебны.

Похожие материалы:

История археологического изучения
Первым археологом, заинтересовавшимся изучением Городецкой округи был П.Д. Дружкин. С целью соблюдения существующего законоположения, 2 сентября 1877 года Л.С. Гациский обратился в археологическое общество о выдаче П.Д. Дружкину нового От ...

Причины формирования этнографии как науки
Донаучный период . Самые ранние этнографические наблюдения дошли до нас в памятниках цивилизаций Древнего Востока. Вавилоняне, ассирийцы, древние египтяне оставили после себя изображения на камне людей разного физического облика и в разны ...

Антропонимика как объект исследования
Большинство слов языка обозначает понятие, предметы, явления и свойства. Стол – это вообще стол, а не какой-либо конкретный; уравнение – любое, записанное в тетради, и то, которое пока только в мыслях учёного и т.д. Такого рода слова назы ...