Теоретический аспект исследования

Страница 4

Таким образом, мы можем утверждать, что пространство и время в архаическом сознании воспринимаются как нечто монолитное, неразрывное. Напротив, разрыв связи пространства и времени воспринимался крайне болезненно. При этом, пространство воспринимается как нечто прочное, дающее уверенность. Оно незыблемо. Его границы не подлежат обсуждению и воспринимаются как наследие предков, дарованное Свыше. Время же крайне пластично. Оно многомерно и подлежит всяческого рода деформациям при совершении определенных магических действиях. Есть возможность преодолев, настоящее, попасть в будущее и прошлое, потому что они ничем не отличаются от настоящего. Мифологичность прошлого переносится на настоящее и будущее. Время воспринимается, таким образом, по большей части втянутым в мифологический ритм.

Совершенно определенно в архаическом обществе разделение пространства-времени мирского и пространства-времени сакрального. При этом сакральное время существует в трех формах:

Ø Дискретное казуальное, проявляющееся в ритуалах и праздниках;

Ø Дискретное мифологическое, проявляющееся в со-переживании и в со-причастности членов коллектива к мифологическим и мифопоэтическим сюжетам;

Ø Непрерывное, монолитное, проявляющееся в повседневной жизни человека архаического общества.

Сакральность, таким образом, воспринималась одновременно как явление бытовое, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность общества в повседневной жизни, и как явление мистическое, соединяющее общество с предками, дарующее ощущение со-причастности с известными мифическими сюжетами. Сакральное пространство-время дает ощущение защищенности. Архаический человек уже не одинок в этом мире. Его охраняют созданная предками мифологическая картина мира и совершаемые им мифологическо-ритуальные практики от агрессивной внешней среды.

Таким образом, мы о

смыслили категории «пространство», «время», «пространственно-временной континуум», «сакральность». Далее в работе они будут употребляться именно в тех значениях, которые были заложены в данной главе.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие материалы:

Отличие кавказского аталычества от европейского
аталычество черкес адыг В средневековой Европе аристократические семьи чаще отдавали своих отпрысков в вышестоящие княжеские дома, где мальчики проходили первые этапы феодального служения в качестве пажей, оруженосцев и т.д.; например, а ...

Отдел живой природы
Одной из достопримечательностей Улан-Удэнского этнографического музея под открытым небом является отдел живой природы, в котором будут представлены основные виды фауны и флоры Забайкалья. Живые экспонаты дают посетителям наглядное предста ...

«Гатчина: императорская резиденция на рубеже XIX-XX веков»
Сергей Явушкин научный сотрудник Гатчинского дворца-музея написал данную статью: С петровских времен Гатчиной владели попеременно императорская семья и приближенные Двора, пока после смерти Григория Орлова она не была подарена Екатериной ...