Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока
В связи с дальнейшим совершенствованием орудий труда наблюдается все большая специализация в хозяйстве местных народов. Выделение основных занятий происходило в тесной зависимости от природных условий. Племена, заселявшие внутренние районы нашей области, занимались главным образом охотой на оленей, медведей, горных баранов, песцов.
Способы охоты в основном остаются прежними: летом охотники подстерегали зверя у мест водопоя и переправ или же вырывали глубокие ямы, положив в них мясо и рыбу для приманки. Попавший в яму зверь становился добычей охотника.
В зимнее время в лесах на пути следования оленей делали загородки, куда загоняли животное и убивали. Для ловли лисиц и песцов часто использовали нору во льду. При входе в нее укрывалась потайная петля с подвесной тяжестью. В норе оставлялась приманка из мяса. Как только зверь касался приманки, петля затягивалась и душила его.
Основными орудиями охоты были копья, силки, сети. С приходом русских стали применять капканы. Средствами передвижения охотников служили легкие нарты.
У прибрежных племен широко распространяется промысел морского зверя. В одном из документов читаем: «Чукчи добывают в море премножество морского зверя, моржей, кость зубов их употребляют на свои всякие потребы: на копья, на стрелы, на топоры, на чекуши и протчее . из кож их шьют байдары, на коих перегребают на ближайшие морские острова…»
Летом охотились на байдарах. При дальних плаваниях в середине байдары охотники укрепляли два шеста с надутыми тюленьими пузырями в виде поплавков, которые придавали некоторую устойчивость байдаре при сильных волнах. Зимой для передвижения по льду они изготовляли ступательные лыжи. При ходьбе по неровной поверхности к лыжам привязывали шипы из рога оленя, бивня мамонта или моржового клыка. Основным оружием зверобоев по-прежнему оставались копья и гарпуны.
Исследователи отмечали, что эти виды оружия чаще использовали эскимосы и чукчи, которые подстерегали стада животных, стараясь приблизиться к ним незаметно: «Когда один из тюленей заметит ползущего и поднимает голову, чтобы рассмотреть его, охотник замирает неподвижно, выставляя наружу звериную маску и подражая движению передних ластов животного, царапает лед нарочно для этого сделанными ластами . Приблизившись на нужное расстояние, он одним броском бросает гарпун с прикрепленным к нему ремнем и старается ударить толстым нижним костяным концом бросалки прямо зверю по глазам, чтобы его прикончить. Чтобы облегчить ползание при такой охоте, чукчи подвязывают к локтям и коленям шкуры медведя».
Наряду с традиционными появляются новые предметы вооружения: железные кольчуги, шлемы с забралом на лбу и с наушниками. С конца XVIII века распространяется огнестрельное оружие.
У некоторых племен основу хозяйства составляло рыболовство. Ловили рыбу во все времена года и главным образом с помощью сетей, сделанных из сухожилий оленя или из китового уса. Небольших рыб ловили на костяную удочку. Однако для многих северных народов рыболовство было второстепенным занятием. Например, чукчи запасов рыбы не делали и ловили ее только во время ожидания «хода» оленей.
В XVIII веке у большинства народов нашего края появилось новое занятие — табунное оленеводство. В XVII веке и ранее оленей в основном использовали для передвижения. В хозяйстве их держали в небольшом количестве.
В середине же XVIII века олени не только представляли основной вид транспорта, но и обеспечивали население всем необходимым: мясом, шкурами для изготовления одежды, обуви и для покрытия жилища. У некоторых племен сосредоточиваются огромные стада оленей, что часто приводило к ссорам между племенами.
Например, чукчи нередко нападали на соседние племена и захватывали у них стада. Юкагиры и коряки не раз обращались с просьбой о помощи к русской администрации, которая впоследствии принимала ряд мер по урегулированию отношений между племенами.
Похожие материалы:
Жертвы политических репрессий
Нами движет не чувство исторической мести, а чувство невыполненного долга перед светлой памятью своих земляков. Мы не собираемся из них делать великомучеников или идолов для поклонения, мы будем добиваться человеческой, общественной, граж ...
Развитие города
В 1980-е гг. Красноярск украсился прекрасными зданиями, площадями и проспектами. Появились новые микрорайоны и жилые массивы: Ветлужанка, Солнечный, Иннокентьевский, Верхние Черемушки, Пашенный, Западный, Северный и другие. За два последн ...
Егорьев день (Егорий, Ягорий, Юрьев день)
Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия, одного из наиболее популярных христианских святых, героя многочисленных сказаний и песен. День памяти отмечается дважды 6 мая и 9 декабря.
Первый был установ ...