Предместья Оренбурга
Форштадт
. В середине 50-х годов XVIII века с восточной стороны крепости, начинаясь сразу за рвом, появляется первое поселение - казачья слобода, называвшаяся по церкви Георгиевской, или Егорьевской, а также Калмыцкой, так как большинство населения ее составляли записанные в казаки крещеные калмыки. Слобода просуществовала только около двадцати лет, потому что при возникновении угрозы осады Оренбурга армией пугачевцев в 1773 году она была выжжена. Так поступали с предместьями с незапамятных времен, поскольку постройки могли быть использованы осаждающими как укрытия.
Вторично появление предместья с этой стороны города связано с сильными пожарами весной 1786 года, после которых власти решили переселить за город лишних людей и расположить постройки в крепости на большом расстоянии друг от друга. На этот раз предместье или Форштадт, как его стали называть (по отношению к Георгиевской слободе слово "форштадт" употреблялось редко и только как нарицательное), строилось уже отдельно от города, на расстоянии, потому что вокруг крепости предписывалось оставлять эспланаду (свободное пространство) шириной в 130 саженей.
Селились здесь исключительно казаки, хотя предусматривалось поселить тут и небольшое число мещан. Только этот сословный принцип да расположение к востоку от города и связывают Форштадт с первой казачьей слободой, так как ни планировкой, ни даже ориентацией они не связаны, а по территории совпадают только частично. Связь Форштадта с городом не оставалась неизменной. В первое время он рассматривался как городское предместье, но постепенно казачий Форштадт обособился и стал станицей со своим самоуправлением. На планах города его показывали редко и обычно не приводили названий улиц. Это обстоятельство позволило с достоверностью установить только наименование, которое было дано заново после перепланировки, начатой в 1879 году в связи с упомянутым пожаром. Между Форштадтом, или станицей Оренбургской, как его официально называли, и городом, возникало много споров, так как, пользуясь выгодами городской жизни, станица не участвовала в расходах города. Споры дошли до того, что в 1899 году на заседании Думы было предложено отделиться от Форштадта забором.
Голубиная слободка
. С западной стороны крепости в 90-е годы XVIII века появилась маленькая слободка ссыльных. Причина ее появления та же, что и нового Форштадта. Ссыльных предусматривалось селить в небольшой части Форштадта, но это оказалось, видимо, неприемлемым для обеих сторон.
После Отечественной войны 1812 года с этой стороны города появилось настоящее предместье - Голубиная слободка, именуемая также Солдатской, так как значительную часть ее населения составляли преимущественно отставные солдаты. Поселили сюда также мастеровых и "других состояний" людей, были и купцы, но не было казаков. Селились между линией современной улицы Чичерина и склоном к пойме; предписываемые 130 саженей эспланды выдерживались не везде. Главной причиной этого нарушения был, очевидно, недостаток места, потому что под склоном не селились, боясь паводковых вод. В 1819 году в слободку из города переселили беднейшие слои, и она значительно выросла. В 1828 году числилось "казенных 3 и обывательских 374" строения. Постепенно слободка стала распространяться вниз по обе стороны от Чернореченской улицы, которая тогда была дорогой на Черноречье. Свое название слободка получила по Голубиному озеру.
В 40-е годы XIX века слободу начинают называть наряду с Голубиной также Старой слободкой, так как к северу от крепости появилась еще одна. Встречается также название Солдатская слобода. Здесь часто бывали пожары, особенно сильный произошел в 1864 году. После него была образована особая комиссия, которая произвела некоторую перепланировку; при этом необходимо было считаться с нежеланием части погорельцев переселяться с насиженных в другие места. Для уменьшения пожароопасности наметили прорезать несколько переулков, но проложить удалось не все. Чтобы уменьшить скученность, образовавшуюся за счет деления дворовых мест и хаотичности застройки, погорельцам выделили 320 мест в Новой слободе, о которой далее пойдет речь.
Похожие материалы:
Образная основа русской свадьбы
Свадебный обряд содержит многочисленные символы и аллегории, смысл которых частично утерян во времени и существует только как ритуал.
Для среднерусской свадьбы характерен обряд «елки». Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, ...
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Этнос – это динамическая сис ...
Первый предприниматель из рода Демидовых
Среди русских семей, обязанных своим появлением на исторической сцене Петру I, особое место занимают Демидовы. Само их имя стало символом новой, преображенной России, а история их возвышения обросла многочисленными легендами. Родоначальни ...