Топонимы периода Романовых
По переписным книгам Владимирского уезда 1678 года в слободке Судогда с четырьмя деревнями Офонино, Ушаково, Степачево и Лаврово числилось 50 крестьянских дворов, в которых жило 210 человек мужского пола и 30 дворов бобыльских, а в них 72 души мужского пола. Все они были в основном православной веры. Однако, после церковной реформы патриарха Никона, в конце ХVII века власти начали преследовать раскольников и немало старообрядцев из Сибири было вывезено под Судогду. Некогда старообрячество было широко распространено в этих землях, сохранились до наших дней старообрядческие традиции в фольклоре, появился топоним:
Неверино, связанный с проживанием в деревне старообрядцев. Впоследствии переименована в Ягодино. Ныне исчезла.
Согласно Реформе Петра I (1708–1710 гг.), территория Владимирского края вошла частью в Московскую губернию, частью в Казанскую. Судогодский стан со слободкой Судогдой вошел во Владимирскую провинцию Московской губернии. Всю административную власть осуществлял становой пристав со своей службой. В 1764 году Судогда с деревнями перешла в ведение Коллегии Экономии, которая ведала состоянием хозяйства царской России. Также владельцами Судогодской земли в период с XVII по начало XX вв. были и князья Вяземские, Воротынские, дроряне Волжские, Небольсины, Голицыны, Храповицкие, Дубенские, Башевы, Языковы, Кудрявцевы и купцы Мальцевы, Демидовы. Отсюда появились топонимы Башево, Натальинка, Варварино, Языково, Кудрявцево, Даниловка, Демидово, Воковского, Новопетровское, Лобаново. Интересен факт, связанный с деревней Гонобилово, которая раньше называлось Конобилово, здесь разбился насмерть, упав с коня, один из отпрысков князей Воротынских.
В 1778 году Судогда получила статус уездного города по Указу Екатерины II. В 1781 году городу был пожалован Герб в виде разделенного пополам щита: в верхней его части помещен лев со скипетром и шапкой Мономаха, в нижней – на зеленом поле изображены четверо серебряных граблей. Герб символизировал основное занятие судогодцев – заготовление сена на обширных заливных лугах. Отсюда названия деревень: Травинино, Копнино (ныне исчезнувшее).
В основном среди населения были ямщики, извозчики, содержатели постоялых дворов и торговых лавок, ремесленники и священнослужители. Появились населённые пункты, получившие имена по названиям религиозных обрядов, праздников, святых, религиозных деятелей:
Борисоглеб – в честь св. Бориса и Глеба;
Ильино – в честь пророка Ильи;
Никольское – в честь Николая-Чудотворца;
Преображенский хутор – праздник Преображения Господня;
Патрикеево – в честь монаха Вассиана Патрикеева;
Воскресенское – праздник Воскресение Господне (ныне исчезнувшее);
Святец – от слова «святки», «святой»;
Николо-Дубёнки (Дубёнки) – связано с легендой явления лика св. Николая на ветвях столетнего дуба жителю этой деревни;
Ликино – от слова икона, лик;
Александрово (приписанное к Рождественскому монастырю) – в честь св. Александра Невского (до 1505 г. оно именовалось Гориглядовым).
Прохорова пустынь (бывший монастырь) – в честь св. преп. Прохора Ястребского (пустынь располагалась рядом с речкой Ястреб).
Население крестьянствовало, занималось рыбной ловлей, сплавом леса для Суздаля и Юрьев – Польского. Никакой мануфактурной промышленности не существовало. Практически все население было связано с обслуживанием Сибирского тракта – одного из главных сухопутных торговых путей России.
Глухие дремучие леса Мещерского края изобиловали древесиной, которая шла на строительство и на топливо. Недра содержали кварцевый песок, глину, белый камень известняк, болотные железные руды. Много топонимов связано с рельефом и природными особенностями местности: Бережки, Болотский, Высоково, Горки, Жуковка, Загорье, Крутец (оно же Заястребье – за рекой Ястреб), Каменец, Комары, Коростелёво, Коростелиха, Лесавино, Медведцево, Синицыно, Сорокино, Суховка, Студёнцово, Цветково, Лисы (Лисавино), Ключиково, Смолино (Копнино), Мошок (от слова «мох»), Замаричье (за рекой Марой).
В 50-ые годы ХVII столетия резко возросло количество промышленных заводов в Судогодском уезде. Обслуживали заводы крепостные крестьяне, которых приобретал заводчик.
Дальнейшее развитие Судогды связано с обслуживанием почтово-торговых трактов. Кстати, до XIV века Судогду называли «старый Ям» (почтовая служба). Здесь пересекались две Важнейшие дороги России: Старо – Саратовская (Касимовская) с Великим Сибирским путем – «Владимиркой». Сибирский путь начал действовать с момента завоевания Казани и покорения Сибири. Сегодняшнее её название – автомагистраль Москва – Нижний Новгород – Казань.
Этот тракт, до постройки чугунки от Владимира до Нижнего Новгорода, шел через Судогду и Муром. Через него прошли на каторгу и ссылку участники крестьянских восстаний, декабристы, революционеры-демократы. В наши дни осталось напоминание о знаменитой «Владимирке» – деревня Бараки, куда во время холеры свозили умирать больных арестантов, и деревня Погребищи, где хоронили неизвестных умерших. А сколько горьких слез было пролито в Судогодской тюрьме, где каторжане останавливались на ночь! Также известно, что в Судогде останавливался Радищев А.Н. по пути в ссылку. Трижды через Судогду проезжал А.С. Пушкин, направляясь в своё имение Михайловское. Возможно, эти строчки из Евгения Онегина» навеяны Судогодским постоялым двором: «Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы и блохи Заснуть минуты не дают…»
Похожие материалы:
Промыслы
Переславская вышивка
Вышивка - один из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства. На протяжении многих веков вышивкой украшали разнообразные предметы крестьянского обихода и костюма. Ткать и вышивать умела в прошло ...
Связь современных праздников Японии с коммерцией
Нетрудно понять, что со временем коммерция всё больше и больше внедрялась в празднования. XXI век стал периодом, когда дел становится больше, а времени на них всё меньше. Поэтому готовиться к праздникам необходимо заранее, либо же покупат ...
История формирования художественной обработки металла
Россия всегда славилась мастерством художественной обработки металлов, оружейном и в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка открыть ещё одну страницу книги о русских умельцах – это, значит, осветить непосредственную свя ...