Вологда – административный и торговый центр вологодской губернии
В 1824 году губернскую Вологду посетил император Александр I. Специально к его приезду были разобраны остатки крепостных сооружений времен Ивана Грозного, а на их месте разбиты Дворянский и Пятницкий бульвары (по современным улицам Октябрьской и Ленинградской). Александр Благословенный дал высокую оценку приему, оказанному ему со стороны вологжан. Остался доволен посещением города в 1858 году и его племянник — император Александр II Освободитель.
В середине XIX века Вологда обретает первые черты цивилизованного города. Строятся мосты: Красный и Соборный через реку Вологду, Рыбнорядский, Винтеровский, Мяснорядский через Золотуху. На вологодскую январскую ярмарку привозят товар не только со всех концов Российской империи, но и из-за границы. В городе появляются первые заводики. Начинается мощение улиц. Так, в 1844 году булыжной мостовой были покрыты четыре площади и 11 улиц. В Вологде открылся театр, медицинские учреждения, гимназии и училища, кипела культурная и общественная жизнь.
Заметно оживилась вологодская экономика с появлением в 1865 году на реке Вологде первых пароходов и с окончанием строительства железнодорожной ветки Ярославль–Вологда. В 1898 году железная дорога была проложена до Архангельска. В 1905 году стальная магистраль связала наш город с Санкт-Петербургом и Вяткой. Таким образом, город, лежавший на берегах судоходной реки, оказался, кроме того, в центре пересечения важных транспортных путей. Как и ранее, он стал занимать видное место во внутренней торговле Российской империи. Ее ярмарочный характер постепенно уступал место стационарной работе специализированных магазинов и торговых домов.
В конце XIX–начале XX веков Вологда быстро становится промышленным центром Северо-запада России. В губернском городе открываются кирпичные, кожевенный, сахарные, маслодельные заводы, колбасные и обувные фабрики. Появились и крупные государственные предприятия — Казенный винный склад (ликероводочный завод), Главные транспортные мастерские железной дороги (ныне ВРЗ), паровозное депо. Вместе с тем, как таковой рабочий класс в Вологде до революции еще не сложился. Население росло за счет переезда в город крестьян. Бывшие селяне долго сохраняли крестьянский уклад жизни, содержали огороды и домашний скот. Немногие из них перешли в мещанство, обзавелись торговлей. По данным Первой всероссийской переписи 1897 года в Вологде проживало 27872 человека.
Теперь нам предстоит пройти в Нижний посад. Это легко сделать, перейдя речку по Каменному мосту, который и будет нашим первым экскурсионным объектом на этом маршруте. Строительство моста, которое осуществлялось в 1789-1791 гг. губернским архитектором П.Т.Бортниковым, было вызвано необходимостью соединить старый административный центр с новым на Нижнем посаде. Однако в законченном виде это сооружение включило в себя не только сам мост, но и многочисленные торговые заведения.
Похожие материалы:
Взаимосвязи и координация деятельности краеведческих учреждений
Успешная деятельность муниципальной библиотеки по пропаганде краеведческих знаний возможна лишь во взаимодействии с библиотеками других систем и ведомств, государственными организациями, ведущими профессиональную краеведческую работу: муз ...
Борьба против крепостнической системы
Развивались феодальные отношения. Казацкая старшина, шляхта и духовенство стремились сохранить и усилить феодальный гнет. С укреплением крупного феодального землевладения и активизаций товарно-денежных отношений увеличивались повинности к ...
Описание района. Средний Урал
Географически Уральские горы делятся на пять частей:
Южный Урал
Средний Урал
Северный Урал
Приполярный Урал
Полярный Урал
Висимский заповедник находится в зоне Среднего Урала. Текущая версия (не проверялась)
Средний Урал - это наиб ...