Костюм Воронежской губернии

Страница 1

На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Самой судьбой своей, неотделимой от земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям жизни. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – внутренняя суть коренного человека.

Народная одежда разных губерний, уездов отличалась характерными, ярко выраженными чертами, что проявлялось в цветовой гамме, покрое, количестве предметов одежды, характере украшений и в самой манере ношения костюма. Все в народной одежде: и цветовая гамма, и каждая деталь – имело символическое значение.

Народная одежда Воронежского края долгое время сохраняла самобытные черты, определяющие этнические и локальные особенности различных групп населения: покрой, способ ношения той или иной детали, использование украшений, орнаментацию. Большое место в одежде отводилось различным символическим и магическим приемам, направленным на обеспечение продления рода, благополучия и богатства людей, а также на защиту их от неблагоприятного воздействия со стороны злых сил. Такие магические обряды уходят корнями в толщу веков и имеют тесную связь с древнейшими религиозно-магическими представлениями. Несмотря на свою архаику, многие из них продолжают бытовать и в настоящее время, многие обряды с течением времени трансформировались, а некоторые, утратив первородный смысл, превратились в игру, в увеселительное действо.

Традиционный народный костюм, особенно женский, на территории Воронежского края был достаточно разнообразен. Выделяют четыре комплекса женской одежды:

1. с поневой

2. с сарафаном

3. с юбкой-андараком

4. юбкой-кубельком

Необходимо отметить, что мужской костюм в своей основе был более или менее единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.

Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной или полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых.

Верхняя одежда была одинаковой и для мужчин, и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. Верхняя одежда использовалась и в качестве обрядовой, при этом первостепенное значение имела шуба и вообще меха

Комплекты мужской и женской одежды являлись своего рода стандартом, которого придерживались русские люди, жившие в том или ином районе Воронежского края. Однако в рамках этого стандарта можно было обнаружить значительную вариантность костюма, что вообще присуще традиционной культуре. Крестьяне носили: женщины – поневный тип одежды, девушки – сарафанный. Полный набор поневного комплекса состоял из поневы, рубахи, запана, завески, или фартука, покромки, гаруса, одного-двух монист и каскада бус, головных уборов: «кички», или «сороки», кокошника, комплектов платков, шалей и «подшальников», шубы дубленой или крытой и набора обуви.

Поневный комплекс предназначался только для замужней женщины.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Дела заводские
Весь пореформенный период нижнетагильское хозяйство считалось самым крупным из горнозаводских округов Урала. В 1895 году на тагильском заводе было нанято 1733 человека. Всего в горном округе Демидовых работало 16882 человека, том же году ...

Слияние предместий с городом
Статус крепости мешал развитию Оренбурга как города, что особенно стало ощутимо в середине XIX века, когда крепость фактически потеряла свое значение. Несмотря на это, по генеральному плану, утвержденному военным министром в октябре 1850 ...

Ребенок в традиционной хакасской семье
семейный обряд тюркоязычный воспитание Ребенок в хакасской семье пользовался и наделялся различными правами. Правовые нормы патриархально-родового характера у хакасов нашли свое выражение не только в обычном праве, но и в специальном Пр ...