Изучение пещеры Шульган-Таш. Её научное и культурное значение

Страница 2

Открытие в пещере Шульган-Таш рисунков древнего человека опровергло это мнение. С момента обнаружения палеолитической живописи, Капова пещера перестала быть только редким памятником природы, своеобразной природной "лабораторией", где изучались происхождение, морфология, минералогия и микроклимат пещерной среды. Она по праву приобрела статус весьма важного природно-археологического и историко-культурного комплекса, значение которого для культуры и науки трудно переоценить. Достаточно сказать, что равного ему нет во всей Восточной Европе.

В начале 60-х годов к работам А.В. Рюмина в пещере Шульган-Таш подключается проф. О.Н. Бадер. В 1960 году он возглавил специально созданную экспедицию Института археологии Академии Наук СССР, которая занималась исследованиями, вплоть до его кончины в 1978 году.

Научным коллективом О.Н. Бадера в пещере Шульган-Таш было обнаружено и описано более трех десятков рисунков, выполненных красной охрой, и располагающихся на среднем и верхнем ее ярусах. Среди рисунков - изображения животных (мамонтов, лошадей, носорога, бизона) и стилизованные геометрические фигуры. Некоторые рисунки, перекрытые известковыми натеками, подверглись механической расчистке реставраторами, работавшими в составе экспедиции.

После ухода из жизни Бадера, исследования в пещере прекратились. Появились проблемы и с сохранением рисунков. Было решено полностью закрыть пещеру и продолжить в ней археологические исследования, которые и были возобновлены в 1982 году ленинградским археологом В.Е. Щелинским. Он в то время возглавлял комплексную палеолитическую экспедицию, ежегодно проводившую археологические исследования на Южном Урале. В это же время в пещере работала и группа ленинградских спелеологов под руководством Ю.С. Ляхницкого, которая занималась изучением минералогии и микроклимата пещеры с целью обеспечения сохранности древней живописи.

Интересно отметить, что в настоящее время значительно возрос интерес к пещере и со стороны этнографов. По результатам исследований последних лет башкирских археологов и этнографов удалось сопоставить обряды, описываемые во многих эпических сказаниях и фольклорных произведениях с теми или иными конкретным географическим либо историческим объектом на территории Южного Урала, а именно с пещерой Шульган-Таш.

Кроме этнографов пещерой сегодня все больше интересуются геологи и гидрогеологи (Кинзикеев, С. Ткачев и др.), биологи (Книсс, Лоскутова, Кузьмина и др.) и даже астрономы (Шалашов).

В заключение следует отметить, что силами сотрудников одноименного заповедника, ведется летопись ее изучения, в которой отражены результаты практически всех исследований пещеры.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Цыганская литература
Публикация цыганского фольклора Литературный фольклор цыган состоит из песен (их текстовой составляющей), баек, до которых цыгане очень охочи, мифов, в том числе нерелигиозного содержания, семейных легенд, к которым цыгане относятся с бо ...

Семейное право хакасов в XIX-начале XX века
Семейное право хакасов в XIX начале XX века Интерес к истории семьи объясняется той важной ролью, которую она играла в развитии и становлении правовой системы общества, в воспитании детей, формировании социального и индивидуального созна ...

Иван Купала (Рождество Святого Иоанна Крестителя, Иванов день, Заваркуш, Ярилин день, Ярила)
Один из важных праздников славянского календаря. В этот день 7 июля отмечается летнее солнцестояние, а в христианской традиции праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Церковь относит праздник к категории ...