Андрей Павлович Зенков в истории города Алматы

Страница 1

История Верного, этапы его строительства неразрывно связаны с династией Зенковых. Павел Матвеевич Зенков – выходец из Тобольской губернии, прибыл в Верный вместе с семьей в 1867 году. Имея опыт строительной деятельности, «вольный архитектор», Зенков по рекомендации Н. Криштановского был привлечен к строительным работам. По заданию Г. Колпаковского занимается составлением проектов и смет на строительство церквей, оранжереи и теплицы, кузниц и т. д.; совместно с Н. Криштановским разрабатывает генеральный план развития Верного; принимает активное участие в проектах планировки садово-парковых объектов. В 1877 году П.М. Зенков избирается первым городским головой Верненской Думы. Его сын Андрей Павлович Зенков – «первостроитель» Верного, выпускник Санкт-Петербургской Николаевской инженерной академии, получил назначение в 1898 году в г. Верный на должность заведующего чертежной мастерской инженерной дистанции. С 1900 года – начальник Строительного отделения Семиреченского областного правления. С приездом А.П. Зенкова в Жетысу началась новая строительная эпоха в городе – был внедрен прогрессивный материал – армированный бетон, невероятно расширивший возможности строительства. Теперь требования сейсмостойкости не вступали в конфликт с художественным началом при проектировки зданий[1].

Украшением одной из самых оживленных улиц Верного стало здание магазина купца И. Габдулвалиева, построенное в 1911 году. Проект этого дома был разработан А. Зенковым. Здание представляет собой прямоугольный объем, вытянутый вдоль Торговой улицы. Силуэт здания оживляют выступающие щипцы кровли с башенками. Лаконичность фасада двухэтажного здания, разбитого по вертикали пилястрами, подчеркнута невероятной красоты куполами с люкарнами – своеобразной приметой эпохи, отражающей синтез модерна и эклектики, и небольшими башенками, установленными по периметру развитого карниза.

Возле военного лагеря, при входе в ущелье р. Малая Алматинка, А.П. Зенковым в 1903 году была построена дача военного губернатора Г. Колпаковского. Она представляла собой бревенчатый домик площадью 78 кв. м, с мезонином, подвальным этажом, погребом и верандой. При даче был устроен зоопарк. Здесь содержались звери, отловленные на пространствах от Памира до Алтая: маралы, дикие козы, кашгарские бараны, снежные барсы, тигры, тибетская лошадь[2].

До наших дней сохранился памятник деревянного зодчества, построенный Зенковым на рубеже веков. Дом принадлежал ученому-лесоводу Э. Бауму. Здание представляет собой крестовый в плане деревянный сруб с подклетью и мезонином, с анфиладным расположением помещений. Архитектурные детали, декорированные резьбой, придают зданию праздничный вид.

Венцом творчества А.П. Зенкова стал, бесспорно, Туркестанский кафедральный собор (1904–1907 гг.). Собор «висел над всем городом. Высочайший, многоглавый, узорчатый, разноцветный, с хитрыми карнизами, с гофрированным железом крыши, с колокольней, лестницей – с целой системой лестниц, переходов и галерей». Строительство собора было начато в 1903 году, закончено — в 1906. Освящение собора состоялось 30 июля 1907 года. Основное убранство было доставлено из Москвы и Киева. Иконостас и алтарь расписывались местным умельцем Усыревым и художником Хлудовым. Биограф А.П. Зенкова В. Бирюков писал, что ему удалось выдвинуть «новую идею конструктивного решения сейсмостойких зданий, идею жестко-упругой «корзинки», с сильно пониженным центром тяжести, с кольцевой подземной галереей, предохраняющей здание при землетрясении от действия верхних, наиболее активных слоев земли». Во время сильного землетрясения 1911 года, когда около двух тысяч зданий в той или иной мере пострадало, собор — самое высокое тогда здание города, остался невредим[3]. (Приложение 1)

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Поэтическое варьирование в песне «Гурджуден Бешеве атлы йетишты»
В песенном творчестве урумов фундаментальный и, понятно, наибольший её пласт составляют многочисленные песни, что имеют непосредственно крымско-татарское происхождение или составлены по крымско-татарскому образцу: «масал туркулер» (песни ...

Русская народная лирическая песня
Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенно ...

Влияние латиноамериканского этноса на современное общество
Латиносы (исп. Latinoamericanos) - это обобщённое название испано- и португалоязычных народов, населяющих территорию современной Латинской Америкии широко представленных в США, Испании, Стране кленового листа, Португалии, Италии, Федерати ...