Карачев

Известно, что еще в XVI веке в Карачеве, в пригородной слободе Бережках, существовал монастырь - Тихонова Воскресенская мужская пустынь. Предание гласит, что в это время, а возможно позже, иеромонах Тихон «подвизался» на столпе, возвышавшемся над церковью монастыря, то есть вел образ жизни аскета в посте и молитве, изнуряя свое тело самым чудовищным образом (наподобие отца Пафнутая в очаровательной повести Анатоля Франса «Таис», проводившего время таким же образом на одиноко стоявшей колонне в Нильской пустыне). Признаться, нашему современнику трудно представить подобного рода времяпрепровождение на столпе . Сказания о «столпниках», скорее всего, похожи на легенды. Как бы там ни было, но примечательно вот что: согласно карачевскому преданию, русский монах Тихон свои молитвы на таком столпе сочетал с несением определенной и весьма необходимой по тому времени службы: под рукой Тихона на «столпе» находился вестовой колокол, в который он и бил в случае появления татар и тем самым предупреждал горожан о приближавшейся опасности. Духовные нужды вполне сочетались с минскими заботами того беспокойного времени . От местных старожилов и сейчас можно услышать похожие на красивую легенду рассказы о деяниях этого иеромонаха. Воскресенская церковь бывшей Тихоновой пустыни сохранилась до наших дней. И на углу ее, в том месте, где трехэтажный четверик переходит в восьмерик, возвышается необычного вида башня-столп - единственный в своем роде пример во всей истории русской архитектуры. Церковь эту по ее формам можно отнести ко времени не позже XVII века (с запада примыкает классических форм колокольня, построенная в 1822 году), Следовательно, сохранившаяся церковь была построена на месте той, вероятно, деревянной, на которой Тихон молился и наблюдал за приближением татар. А в память об этом примечательном событии и была на новой каменной церкви возведена башня-столп. Впрочем, этот интересный во всех отношениях памятник заслуживает тщательного изучения, после чего только и можно вынести достоверное суждение о его истории, в частности о назначении ныне возвышающегося столпа. Сохранившаяся Михайловская церковь построена в XVIII веке, ее композиция и стилистические формы отражают переход от стиля барокко к классицизму. Развитый четырехлепестковый план характерен для барочных зданий, а строгое наружное убранство и центричность композиции свойственны приемам классицизма.

Примыкающий с запада притвор построен позднее. Здания подобного типа были распространены на Украине, где они ставились, так же как и в Карачеве, на открытых, свободных пространствах, что логически соответствовало равноценной художественной выразительности всех четырех фасадов. Эти здания воспринимаются как стоящий на площади монумент, их нельзя себе представить в ряду обычной окученной городской застройки. История и современность . О событиях Великой Отечественной войны напоминает стоящий на площади Карачева знаменитый танк Т-34, водруженный на высокий гранитный постамент. После войны город вновь отстроился, в нем работают предприятия и заводы, построено много жилых и общественных зданий, есть и музыкальная школа. Между прочим, Оттон фон Гун, сопровождавший графа А.К. Разумовского в 1805 году в его поездке по своим бесчисленным имениям, отмечает в своих записках, что когда они остановились на ночлег в Карачеве, то перед знатными путешественниками выступил замечательный хор местных крестьян. Много воды утекло с тех пор, но и в совершенно новых условиях музыкальные традиции не преданы забвению. В семи километрах к северо-востоку от Карачева находился Одринский Николаевский мужской монастырь. По преданию, он существовал около пятисот лет. Покровителями и вкладчиками монастыря были князья Трубецкие и Барятинские. К древним храмам монастыря относились Знаменская церковь, построенная в 1707 году, и Николаевская - в 1710-м. Монастырь был окружен каменной стеной с четырьмя башнями по углам и въездными воротами. До наших дней сохранились только трапезная и настоятельский корпус. В этих двух зданиях и вновь построенных корпусах теперь размещена школа-интернат. Недалеко от монастыря находилась местность под названием «Девять дубов», где, по преданию, находилось становище сказочного Соловья-Разбойника. Ознакомившись с Карачевом, его немногочисленными памятниками и связанными с ними легендами, едем дальше по направлению к Брянску. Кругом, сколько видит глаз, - знаменитые Брянские леса. Но старожилы жалуются, что за последние годы леса эти заметно поредели, и вдоль дороги они, как мы уже замечали, особого впечатления не производят, ибо лес этот сравнительно молодой. На границе Карачевского и Брянского районов, примерно в двадцати километрах от Брянска, расположены остатки монастыря, так называемой Бело-Бережской мужской пустыни, которая была основана иеромонахом Серапионом в 1661 году. В 70-х годах он был упразднен, затем восстановлен и подчинялся Брянскому Петропавловскому, а еще позже - Свенокому монастырям. Церковных зданий было несколько, некоторые из них построены в первой половине XIX века в стиле ампир. В сохранившихся и вновь построенных строениях на территории бывшего монастыря теперь размещен санаторий, а в одном километре от него - туристская база.

Похожие материалы:

Состав населения
Состав населения Общая численность населения 449300 Мужчин 200300 Женщин 249000 Состав населения по роду занятий Занятые в бюджетных организациях 16370 Занятые, в сфере услуг 18 ...

Типично немецкие черты характера и их корни
Немецкий национальный мир и концептосферу Германии в существенной мере сформировали геополитические и исторические особенности. Культура начинается с эпоса, который представлен передающимися устно мифическими преданиями, сказаниями, сага ...

Революция языка и этногенез
Этногенез (этническая история) – наука изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить в ...