Поселения

Основные типы поселений восточных славян сложились ещё в период феодализма. Они существовали и в Древнерусском государстве, бывшем общей колыбелью всех трёх восточнославянских народов. У русских, украинцев и белорусов главной отраслью сельского хозяйства сельского хозяйства, определявшей всю жизнь народа на протяжении длительного исторического периода, было хлебопашество. Формы землевладения и землепользования отразились на характере сельских поселений.

Древнейшим известным нам типом сельского поселения является село. Первоначально селом называлось, по видимому, всякое сельское поселение вообще. Можно подумать, что в дофеодальную эпоху сельская община – «мир» или «вервь» - представляла собой несколько сёл, объединённых вокруг служившего их центром поселения – погоста. К XIV – XV вв. отличительным признаком села в Северно-Восточной Руси стал господский «большой двор», при котором размещались дворы зависимых людей, зачастую также церковь и дворы церковного притча. К XVIII и особенно в XIX в. отличительным признаком села стала церковь, зачастую стоявшая в нём уже не одно столетие.

В процессе освоения новых земель появился другой важнейший тип сельского поселения – деревня. Произошло это в эпоху феодализма в Северо-Восточной Руси. Она включала в себя поселение с принадлежавшими к нему землями, которые обрабатывали его жители.

Село было более древним типом поселения, раньше попавшим во владение феодалов, деревня представляла собой тип более поздний, тесно связанный с освоением новых земель, но уже достаточно развитый. В дальнейшем положение сёл и деревень всё более уравнивалось.

Кроме сёл и деревень, у восточных славян в эпоху средневековья сложилось ещё несколько типов сельских поселений, отразивших различные стадии освоения пахотных земель. Займище – это собственно ещё не поселение, а лишь его зародыш. Займищем в XVI веке назывался участок земли, занятый кем-либо под пашню, сенокос и т.п., - «угодье». На займище могло ещё не быть никаких построек. Когда на нём возникал постоянный крестьянский двор, займище становилось починком, а если занятую землю почему-либо отбрасывали, она превращалась в пустошь. Починок, это были либо выселки, отделившиеся от деревень, либо поселения, заново возникшие на вновь освоенных землях. Они состояли первоначально из одного только крестьянского двора, но быстро росли, превращаясь чаще всего в деревни или сёла.[17]

Проникновение в деревню капиталистических отношений вызвало к жизни во многом сходный с починком тип однодворного крестьянского поселения – хутор. Это указывает на уменьшение значения общинной организации крестьян с её периодическими переделами земель и зачастую принудительным севооборотом.

У восточных славян города возникали вместе с классовым обществом. Основное ядро города составлял детинец или кремль, где размещались феодал и его двор и находилась городская «святыня». Ремесленная и торговая жизнь города сосредотачивалась под стенами укрепления – на посаде, который в крупных городах защищался ещё дополнительно внешней линией укрепления.[18]

Во многом системы поселений похожи у всех восточнославянских народов. Организации сёл и деревень, починков и др. Основой любого поселения были духовный и военный аспекты поселения, т.е. церковь и детинец.

Похожие материалы:

Культура
Подавляющее большинство населения Республики Нигер (85 – 90 %) исповедуют ислам. Ислам проник в различные районы современного Нигера в IX-XI вв., когда он стал официальной религией в существовавших здесь доколониальных государствах. В XVI ...

Способы сохранения традиций в праздниках
Сохранить традиции можно, воспитывая каждое новое поколение знающим, уважающим и любящим свои традиции, понимающим смысл и значение обрядов в праздниках. Самых маленьких в детском саду можно приобщать к знанию культуры посредством чтения ...

Реальное училище
Далее на восток, по левой стороне Московской улицы, открывается двухэтажный корпус реального училища. Он запечатлен на ряде открыток. Реальное училище в Астрахани было открыто в сентябре 1877 года. Сначала оно помещалось в доме Агамжанова ...