Типы и состав семьи

Страница 2

По ревизской сказке Кизильского улуса за 1850 г. (всего 24 семьи) мы имеем следующие данные о численности семей: 8 семей из 3 – 5 человек, 11 – из 5 – 8 человек, 4 – из 10 человек и более [Токарев С.А., 1952. С. 118].

Приведем пример состава большой неразделенной семьи:

«Глава семьи – Тырданий Огашев Тахтараков - 75 лет;

жена Тырдания – Чочай – 59 лет;

Тырдания первый сын Таятань – 45 лет;

Таятаня сын Харитоня – 6 лет;

Тырдания второй сын Адай – 40 лет;

Адая дочь Киченя – 4 лет;

Тыртания третий сын Тыртанъ – 35 лет;

Тыртаня жена Кычан – 40 лет;

Тыртания четвертый сын Тырбай – 31 год;

Тырбая жена Авдотья – 25 лет;

Тыртая дочь Сибиген – 3 года;

Тыртания пятый сын Тырбаньча – 20 лет;

Тырбанча жена Онндырхай — 20 лет;

Тырбанча сын Суран – 2 года. Всего 14 человек» [Токарев С.А., 1952. С. 120].

По ревизской сказке Изушерского улуса за 1850 г. зафиксировано 227 семей. В процентном соотношении семьи из 3 - 7 человек составляют большинство – 91 %, семьи из 10 и более человек – 9 % [Токарев С.А., 1952. С. 122].

Приведенные материалы дают возможность вполне уверенно утверждать, что еще в первой половине XIX века большая семья у хакасов продолжала существовать наряду с малой семьей. Она основывалась на общности хозяйства – нераздельном владении землей, скотом, орудиями производства. Установлено, что большая патриархальная семья существовала в своей пережиточной форме, получившей в этнографической литературе название неразделенной. Она характеризуется значительным уменьшением численности и изменением структуры: состоит, как правило, из брачных пар двух поколений женатых мужчин, а старшее поколение было представлено одной парой – отцом и матерью, с которыми жили женатые сыновья.

Вместе с тем, у хакасов каждая малая семья в составе большой семьи жила в отдельном жилище. «Отец обязан был поставить им отдельные юрты на север от своей. По хакасскому обычаю каждая семья должна иметь себе жилище. Юрта отца называлась «улуг иб» — большой дом, а жилище женатых сыновей — «кiчiг иб» — малый дом. Причем огонь в очаге последних разводили из углей, взятых из "большого дома" [Бутанаев В.Я., 1990. С. 138]. Женатые сыновья до выделения из хозяйства могли жить в одной усадьбе с отцом, который обязан был поставить им отдельные юрты на север от своей и наделял долей наследства (ÿлÿс), состоящей из скота и имущества.

Как мы видим, большая семья повсеместно в большей или меньшей степени уступает место малой. Победа малой семьи подтверждается и обычным правом, многие положения которого регулируют раздел семейного имущества и порядок наследования, но где невозможно обнаружить стремление к сохранению его в целостности.

Представляется, что определенную роль в борьбе между общинными и частнособственническими тенденциями сыграли и элементы личной собственности, имевшие место в большой семье – это приданое женщины, которое приобретало со временем все большую стоимость и значимость. А поскольку приданое, вносимое невестками, было неодинаковым, то и paзмер индивидуальной собственности малых семей внутри неразделенной - становился различным. Это обстоятельство стало дополнительным стимулом не только для усиления частнособственнического начала, но и выдела отдельных малых семей.

Малая семья ориентирована на продолжение существования во времени отдельного мужчины, который воплощается в своих детях и выражает отказ от ретроспективного мышления и связанной с ним семейной солидарности, но по-прежнему строится на патриархальном принципе и агностическом родстве. Со смертью актуального домовладыки все его непосредственные нисходящие родственники оказываются главами собственных семей. Семья этого типа, таким образом, редко объединяет более трех поколений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Подавление восстания
Большевистская власть, не помышляла ни о каких уступках восставшим. До начала февраля 1921 г. губернские руково­дители и командиры А. Шлихтер, Ф. Траскович, В. Павлов и другие всеми средствами «выкачивали» хлеб, одновременно пытаясь подав ...

Вербное воскресение
Воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник – Вход Господень в Иерусалим. Согласно Евангелию, Иисус Христос направился к ученикам из Вифани ...

Одежда эвенков
Одежда западных эвенков - одинаковая для мужчин и женщин - была распашная и именовалась в литературе обычно "фраком". Делали ее из одной целой некроенной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковы ...