Обряды интеграции ребенка в мир людей
Девочки по мере отрастания волос сами учились ухаживать за ними, заплетать косички. Красота девочки, девушки, женщины у хакасов определялась, прежде всего, состоянием ее волос. Не случайно, описывая красоту какой-либо героини эпоса, хакасы прибегали в первую очередь к описанию ее кос.
Обычно девочка имела, если у нее густые волосы, то на каждой стороне 7 - 10 косичек, если не густые, то по 4 - 5 косичек. Все волосы делились на две равные части с пробором посередине головы. Косички (сурмес) заплетали на уровне виска с левой и правой стороны, к каждой девочка прикрепляла на конце монетку с дырочкой посередине. Перевязывали косичку суровой ниткой так, чтобы каждая имела три хвостика. Заплетали их по ходу часовой стрелки (онар), переплетали примерно раз в неделю.
В том случае, когда женщина имела внебрачного ребенка, она была обязана носить одну косу (кизеге), что считалось большим позором. Девушка возраста примерно 25 и больше лет, не вышедшая замуж, считалась старой девой и должна была носить три косички — ус сурмес [Бутанаев В.Я., 1987. С. 158]. Когда девушка была просватана, то к свадьбе ей меняли девичью прическу из нескольких кос (сурмес) на женскую (тулун). Для этого проводился специальный обряд — сас тойы (сас — «волосы»). Иногда он проводился до свадьбы, а иногда и во время свадьбы. Замужняя женщина после свадьбы к концам своих двух кос прикрепляла сугынды — ложные косы из волос мужа (хоных хуягы, что означало «броня жизни») и повитухи. К тому же женщина приплетала со стороны затылка еще маленькие косички [Дьяконова В.П., 1986. С. 35, 37] в том случае, если у нее были братья — тулун сурмезi [Бутанаев В.Я., 1987. С. 158]. Хакасы полагали, что ложные косы будут оберегать ее братьев и поддерживать связь замужней женщины со своей семьей. Носить волосы распущенными запрещалось. Женщина могла распустить волосы, только оплакивая умершего мужа.
Девушки прикрепляли к волосам специальное украшение, которое вышивалось, как пого (нагрудное украшение замужней женщины), но только имело прямоугольную форму и меньшие размеры. Это украшение привязывалось к затылку девушки. Кроме накосного украшения, каждая девочка имела сережки и височные серьги (ызырга), которые прикреплялись к специально для них сплетенным косичкам, заплетались от виска и вплетались в соседнюю косичку, образуя небольшую петлю.
Девочки могли ходить без платка, но девушки были обязаны носить платок, также как и женщины.
Традиционной прической хакасских мужчин была косичка, идущая от макушки [Потапов Л.П., 1952. С. 114]. Вокруг косички голова обривалась. Но к XIX в. косички почти исчезли. Мальчики и мужчины носили прическу в виде волос, остриженных по кругу, — «круглую» прическу (тиглех). Длина волос была примерно на уровне мочки уха.
Этот материал о прическах хакасов подтверждает важное символическое значение волос в культуре хакасского народа, отношение к которым становилось особым уже с детства.
Первой одеждой ребенка были пеленки (по-хакасски они называются урача), сделанные из старой, поношенной одежды, чаще всего это были штаны отца. Вообще, ношеные, не новые ткани имели для ребенка очень важное значение: они связывали ребенка с окружавшими его людьми. По представлениям хакасов, штаны отца обладали очищающей силой и отпугивали злых духов. Пеленки могли шить и из старого платья матери или бабушки. Хакасские женщины не выбрасывали поношенные вещи, а складывали их в свой сундук. Для пеленок использовали все части платья. Саму пеленку делали из спинки платья, а под ребенка подкладывали распоротые манжеты или подол. Так как платья хакасок были достаточно широки (на одно платье уходило 10 - 12 м ткани), то одного такого платья хватало на несколько пеленок для одного ребенка.
Пеленки были не только из старой поношенной одежды, для холодного времени года делали и меховые. Для них использовали выделанные шкуры ягнят, овец. Поверх пеленку обвязывали специальным кожаным ремнем длиной около 2—3 м. В середине ремень был шире, чем по краям, он прошивался несколько раз, для того чтобы не свертывался от многократного применения. Ремнем перевязывали ребенка для того, чтобы его ножки и спина не были кривыми. Иногда к спинке ребенка привязывали даже небольшое полено, чтобы выправить кривой позвоночник. Этим же ремнем ребенка привязывали к колыбели (пубаи). Дети так привыкали к нему, что засыпали почти сразу после пеленания.
Похожие материалы:
Троица (День святой Троицы, Пятидесятница, День
сошествия Святого Духа на Апостолов)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи.
В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на Апостолов и чествует Святую Троицу. По христианским представлениям, нисхожде ...
Свенский моностырь
Вниз по течению Десны, в четырех километрах от Брянска, в селе Супонево, расположен бывший Свенский монастырь, один из самых древних и известных монастырей России. Трудно себе представить путешественника, который не остановился бы здесь, ...
Князь Сампонтре
Павел Павлович Демидов родился за год до смерти отца, в 1839-м. Он не мог помнить родителя, но в своих действиях далеко, от него не ушел. Постоянно увлекался разными деловыми манипуляциями: сахароварением, американскими элеваторами, мурма ...