Национальный состав Астраханской области
История заселения Астраханского края
Уже со второй половины XVI века в Астраханский край, наряду с русскими, начали прибывать армяне, бухарцы, хивинцы, персы, индийцы. Их привлекала выгодная торговля с Московским государством, поскольку правительство поощряло развитие торговли с восточными странами, предоставляя различные льготы заморским купцам. С XVII века в Астрахани появляются гостиные дворы персов, армян, индийцев, учреждаются торговые компании. Однако одними из первых здесь стали обосновываться армяне, многие из которых со временем превратились в местных жителей. В первой половине XVIII века они уже имели в Астрахани свои дома, церкви, гостиные ряды, открыли Джульфинскую компанию для торговли с Персией. В указе от 23 сентября 1725 года армяне именуются уже "астраханскими жителями с давних лет", о чем свидетельствует М.С. Рыбушкин в своих записках об Астраханском крае.
Европейцы также стремились завязать торговые отношения с Астраханью, а через нее и со странами Востока. Особенно энергично действовали англичане.
В 30-х годах ХVIII века степи Северного Прикаспия стали местом обитания калмыков, ранее кочевавших по необъятным просторам Западной Монголии. Здесь, в Прикаспии, у калмыков завершился процесс феодализации. С многочисленными стадами овец, табунами лошадей они переезжали с места на место в поисках пастбищ, мест для зимовок скота, водопоев.
Перекочевав с Северного Кавказа, в астраханских степях в 1740 году появились кундровские татары, или карагапш, — потомки ногайцев. Присоединившись к калмыкам, они в 1755 году приняли русское подданство. В течение XIX века среди них шел процесс перехода к оседлому образу жизни[1].
В конце ХVIII века на территории Астраханского края появились казахи. В 1799 году при посредничестве командира Астраханского казачьего полка Попова хан одной из Казахских Орд Букей начал переговоры с русским правительством о получении русского подданства с предоставлением ему степных кочевий между рекой Урал (Яик) и Волгой. В 1801 году Павел I дал на это согласие. В 1801 — 1802 годах несколько сот кибиток Букея легально появились в Астраханском крае. По имени хана Букея Казахская Орда получила название Букеевской, а по своему территориальному, географическому положению — Внутренней. Следует также отметить, что исторически многочисленной группой в Астраханском крае было татарское население, с давних пор ведшее оседлый образ жизни, занимающееся всеми видами хозяйственной деятельности, внесшее большой вклад в экономическое развитие края.
В начале XIX века в Астрахани проживало около 30, а в середине века — примерно 45 тысяч жителей. По первой Всероссийской переписи населения 1897 года в Астраханской губернии, площадь которой составляла 207193,3 квадратных верст, проживали 994775, жителей, среди которых 134531 человек проживали в городах, 860244 — в сельской местности. В самой Астрахани насчитывалось 113001, в Енотаевске — 2807, в Красном Яру — 4684, Черном Яру — 5144 жителя. В 1915 году население губернии составляло 1430000 человек.
Своеобразием астраханского казачества был его полиэтнический состав. Здесь были русские и поляки, калмыки и татары, малороссы. Казачество являло пример и религиозной терпимости. Хотя подавляющее большинство казаков были православными, среди них были, кроме того, мусульмане, католики, старообрядцы. Будучи весьма отличными по этническим и религиозным признакам, казаки были объединены конвойно-караульной службой и взаимной экономической заинтересованностью.
Похожие материалы:
Древние населенные пункты на месте Ижевска
На территории нынешнего города уже в глубокой древности сушествовали несколько русских и удмуртских поселений. Одно из самых древних было в том месте, где сейчас речка Подборенка (Подборная) впадает в Ижевский пруд. В 1957 году на этом ме ...
Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 15 февраля. В основе праздника Сретение Господне лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
Согласно древним обычаям, на соро ...
Система питания детей у хакасов
Здоровью способствовала и традиционная система питания хакасов, которая была тщательно сбалансирована мясным, молочным и растительным рационом. Только что родившегося ребенка мать сразу прикладывала к груди, и впоследствии кормила его так ...