Свято-Екатерининский кафедральный собор

Страница 2

В сентябре 1888 года посетил Екатеринодар Александр 3 с августейшей семьёй, императрицей Марией Фёдоровной и сыновьями Георгием и Николаем (будущим императором). На третий день своего визита августейшая семья отбыла в Новороссийск. Возвращение её из поездки на юг России в октябре того же года омрачилось печальным событием: крушением царского поезда на станции Борки. Царская семья при этом не пострадала, и в честь этого «чудесного спасения» общественность Екатеринодара решила построить новый храм. Выполнить проект было поручено архитектору И. К. Мальгербу. Долго выбирали место для него. Предлагалось в частности ликвидировать Старый базар (сейчас детский сквер), поскольку он был уже в упадке, и на этой площади построить храм.

Не удалось договориться с домовладельцами квартала, где сейчас Дом книги, о покупке их плановых мест. Были и другие варианты. Будущий храм решил судьбу старинной церкви. Дело в том, что к тому времени стала она уже ветхой, и остановились на таком варианте: церковь св. Екатерины упразднить и на этой площади построить новый храм, один из приделов которого освятить в честь св. великомученицы Екатерины, а именовать новый храм «Екатерининским семи престольным храмом». Деньги на строительство ежегодно отчисляли: городские власти, купеческое, мещанское и другие общества, были добровольные пожертвования. К 1896 году собрали 50 тысяч рублей, но этого было мало. Строительство началось в 1900 году, но из-за отсутствия средств оно часто приостанавливалось. В 1911 году у купца И. П. Добровольского умерла жена, которую похоронили в одной из усыпальниц в нижней части храма. В память о ней он на свои средства взялся построить всю нижнюю часть храма, а строительство верхней части было опять приостановлено.

Новый собор строился 14 лет. Торжественное освящение главного престола состоялось 23 марта 1914 года. Все эти годы старинная Екатерининская церковь стояла здесь же, притулившись у возводимой громадины. Жители «садов» (позже жители Калинина) обратились в городскую управу с просьбой о переносе её поближе к ним. Поначалу им было отказано, но в 1913 году были объявлены торги на перенос старинной церкви в третью часть города, «на сады», с целью дать храм далёкой окраине и одновременно «сохранить редкий исторический памятник». Церковь была разобрана и перенесена «на Титаровскую межу». При разборке была обнаружена оловянная доска с датой её закладки:14 декабря 1813 года.

На новом месте церковь несколько изменила свой внешний вид. Судьба её закончилась печально: в 1987 году она сгорела.

Новый храм на Екатерининской площади в обиходе называли Красным собором. В ограде его производились захоронения. Так, в январе 1918 года здесь были погребены «безвременные жертвы братоубийственной войны, павшие в бою у Энема». Обнаруженные здесь 8 лет назад при строительных работах захоронения принадлежали, видимо, именно им. В пользу этой версии говорит и тот факт, что один из найденных скелетов является женским. А похоронены здесь были: «командир 1-го Кубанского Добровольческого батальона войсковой старшина Голав, женщина-прапорщик Бархаш и прапорщик Моисеенко». Их перезахоронили с отпеванием в одном из приделов собора. Возможно, живы их родственники, которые, прочитав это, будут знать, где нашли последний приют их близкие.

В усыпальнице, был первоначально похоронен верховный руководитель Добровольческой армии, генерал от инфантерии М. В. Алексеев, возглавлявший также «особое совещание», выполнявшее функции правительства при Деникине. Умер он от тифа 25 сентября 1918 года.Перед отступлением из Екатеринодара (1920 г.) деникинцы извлекли из усыпальницы гроб с телом М. В. Алексеева и увезли с собой. Перезахоронен он в Сербии.

3 апреля 1919года в усыпальнице Екатерининского собора был перезахоронен последний дореволюционный атаман Кубанского казачьего войска генерал М. П. Бабыч, казнённый большевиками в г. Пятигорске в 1918 г.

Говорят, что советская власть неоднократно порывалась разобрать собор «на строительный материал», но архитектору удалось убедить вышестоящие органы, что храм цементировался особым раствором, с яичным белком, поэтому здание невозможно разобрать «по кирпичику». Храм оставили в покое, но с 1934 года он не работал. Помещения его использовались под склады.

В 1942 году собор снова стал действующим, но одновременно здесь находились и склады.

После войны было намерение уже официальное превратить эту площадь в сквер, разбив здесь, дополнительно к деревьям, цветочные клумбы. Но, видимо, передумали, поэтому вначале пятидесятых площадь по всему периметру была застроена четырёхэтажными жилыми домами для военных. Досадная ошибка градостроителей, разрешивших «спрятать» памятник архитектуры.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Язык и вопрос о графике
Татарский язык входит в так называемую кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. В лексическом отношении он проявляет наибольшую близость башкирскому, затем каракалпакскому, казахскому, ногайскому, балкарскому, узб ...

Промышленность
Открытое акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод» (ОАО «Златмаш», Россия, Челябинская область, г. Златоуст) — одно из ведущих предприятий по изготовлению ракетных комплексов стратегического назначения Военно-морского ...

Народный танец
Среди жанров, относящихся к песенно-танцевальному фольклору, можно выделить два: хороводные и плясовые песни. Они органично входили в русский народный календарь и исполнялись в течение года. Хороводные песни в Сибири пели: зимой - от Рож ...