Фазы этногенеза
На любой фазе этногенеза этнос, как уже говорилось, может погибнуть от «смещения» — удара других этносов. Смещения наиболее опасны для этноса при переходе от одной фазы к другой.
Помимо собственно этноса, Гумилёв выделяет и другие уровни этнических систем. Суперэтнос — группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе в результате одного пассионарного толчка, взаимосвязанных политически, идеологически, экономически, и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов. Примеры суперэтносов — Западная Европа, Китай, Великая степь. Данная категория Гумилёва похожа на «культурно-исторические типы» Данилевского и «цивилизации» Тойнби. Входящие в суперэтнос этносы, в свою очередь, делятся на субэтносы,т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство того или иного этноса, но обладающие определённой спецификой стереотипа поведения. В составе этноса постоянно возникают новые субэтносы и «рассасываются» старые. В свою очередь, внутри субэтноса выделяются консорции и конвиксии. Консорция — группа людей, объединённых одной исторической судьбой, например, артель, кружок, объединение или общество по интересам. Если члены консорции вступают в семейные связи и консорция сохраняется на протяжении нескольких поколений, то она превращается в конвиксию. Конвиксия — группа людей со сходным образом жизни и семейными связями. Иногда конвиксия переходит в субэтнос. Таким образом, получаются следующие уровни этнических систем: консорция — конвиксия — субэтнос — этнос — суперэтнос. Наличие внутри этноса многих субэтносов, а внутри них — консорций и конвиксий — усложняет этническую систему. А сложные системы устойчивее упрощённых. В реликтовых этносах, находящихся в состоянии гомеостаза, нет субэтносов (точнее, только один субэтнос — весь этнос), система предельно упрощена.
Отдельное внимание Гумилёв уделяет проблеме этнических контактов. Он выделяет несколько типов контактов между этносами. «Ксения» (от греч. «гостья») — тип контакта, когда этносы нейтрально сосуществуют при сохранении каждым из них своеобразия. Обычно в современных государствах проживают представители нескольких этносов, которые и сосуществуют в форме ксении. Симбиоз — форма взаимополезного сосуществования этносов за счёт разделения хозяйственных и иных функций между ними. При этом этносы сохраняют своё своеобразие. Обычно это бывает, когда этносы занимают разные ландшафтные регионы (экологические ниши). Этническая аннигиляция — взаимное ослабление и уничтожение этносов. Может иметь место при контакте двух или более суперэтносов. В то же время контакт двух и более суперэтносов может создать и новую систему, в которой, с одной стороны, теряется своеобразие составляющих систему этносов, но в то же время эта новая система и не является «полноценным» суперэтносом. Это так называемая «химера» (в греч. мифологии чудовище с телом козы, головой льва и хвостом дракона) — соединение несовместимых этносов. В отличие от этноса, химера неустойчива.
Химеры бывают пассивными и антисистемными. Пассивная химера не несёт в себе определённого мироощущения. Антисистемная химера — это химера, порождающая новую целостность людей с особым восприятием мира, так называемую антисистему.Антисистема — это системная целостность людей с негативным мироощущением. Характерные черты негативного мироощущения — не противопоставление, а приравнивание друг другу истины и лжи; восприятие окружающего мира не как блага, а как зла и средоточения страданий; понимание миссии человека в этом мире не как задачи сохранения благого мира, а как отрицания мира и его разрушения с целью вырвать человеческие души из пучины страданий, связанных с этим миром. Причина возникновения антисистемы — наложение друг на друга двух разных ритмов этнических полей, возникающее при контакте двух и более суперэтносов. «Когда два разных ритма накладываются друг на друга, возникает своего рода какофония, воспринимаемая людьми как нечто противоестественное, что в общем-то и правильно. Но тогда люди начинают не любить вмещающую их географическую среду, искать выхода при помощи строгой логики и оправдывать свою ненависть к миру, устроенному так неудобно». Примеры антисистем — гностицизм, манихейство, дуалистические ереси европейского средневековья (богумильство, альбигойство и др.). Антисистемным являлось мировоззрение западноевропейских инквизиторов, русских опричников. Как полагает Л.Н. Гумилёв, антисистемы оказывают губительное воздействие на биосферу, так как их представители не заинтересованы в сохранении природных ландшафтов, рассматривая их как часть враждебного мира.
Похожие материалы:
Эпическое и лирическое традиционное творчество греков-урумов с. Улаклы
Прозаический и песенный фольклор греков урумов формировался на базе народнопоэтическаго творчества тех поселений Крыма, откуда они прибыли в Приазовье.
Еще тридцать лет назад сказки были одним из самых распространенных жанров урумов Улак ...
Обряды, связанные со смертью детей
Несмотря на всевозможные меры предосторожности, которые предпринимались взрослыми, дети в хакасских семьях нередко умирали. Родители относились к смерти своих детей спокойно, полагая, что раз дети умерли, значит, они были слабыми, и для э ...
Буряты. Жизнь, культура, обычаи
Коренным населением Забайкалья являются буряты. О времени складывания бурятского этноса высказывались различные мнения. Предпринимались попытки искать непосредственных предков бурят в монголоязычных племенах периода складывания монгольско ...