Состояние межэтнических отношений

Страница 1

Этнокультурное пространство нашей страны отличается тем, что Россия также, как и СССР, сложилась как государство полиэтничное и многокультурное. Этническое «небольшинство» - это, прежде всего, народы, живущие на «своей» территории, даже если они проживают на ней совместно с другими этническими общностями. При этом субъекты РФ выделяются как по этническому принципу (республики), так и по региональному. Тем самым, несмотря на конституционно закрепленный принцип равенства всех народов, отдельные их представители в зависимости от территории проживания, сточки зрения этнокультурной самореализации, оказываются в неодинаковом положении: будучи равноправными гражданами государства, они могут жить на положении «титульного» в своей республике, но являться малочисленной группой в масштабах всей страны. Возможно множество вариантов интенсивности межкультурного взаимодействия для отдельной личности.

Что касается Оренбуржья, то оно было областью, которая находилась в центре страны, ныне - это территория, граничащая с Казахстаном. Известный публицист Д. В. Драгунский считает, что Казахстан, его северо-восточные области способны стать форпостом тюрко-исламской экспансии в Европейскую Россию. Казахстан от Башкортостана (который граничит с Татарстаном) отделяет узкий, не более 100 км, коридор Оренбургской области. Этот коридор, считает Драгунский, может стать районом весьма серьезного и масштабного этнотерриториального конфликта. Этнополитические проблемы, связанные с Оренбургским коридором, - это статус русского и тюркских народов в Северном Казахстане, Башкортостане и Татарстане; распределение этнонациональных ниш; потенциальные зоны этнического соперничества; миграция, в т.ч. вопрос о тенденциях «репатриации» башкир и татар в свои республики; этнодемографическая композиция Оренбургской области. Так или иначе, заключает Драгунский, все отразится на судьбе региона и возможностях России контролировать Оренбургский коридор, иначе говоря, не допускать слияния Казахстана с волжскими тюркскими республиками, что привело бы к отсечению России от Востока[1].

В августе - сентябре 2005 г. в семи городах и районах Оренбургской области комитетом администрации области по делам национальностей и связям с религиозными организациями было организовано и проведено очередное социологическое исследование о состоянии этноконфессиональных отношений в регионе. Было опрошено 700 человек.

Целью исследования было выявление конфликтогенных факторов в многонациональном оренбургском социуме. Рассматривались проблемы этнической идентификации, межнациональные отношения, состояние толерантности и нетерпимости, прогноз этнических конфликтов, авторитет и влияние национально-культурных обществ в этнических группах, власть и межнациональное взаимодействие, религиозный экстремизм и еще ряд аспектов, связанных с этноконфессиональной сферой. Как свидетельствуют результаты социологических исследований, состояние межэтнических отношений в Оренбуржье не относится к числу наиболее острых региональных проблем. Основные страхи и опасения оренбуржцев связаны с угрозой терроризма, распространением наркомании, ростом преступности, угрозой безработицы и т.п. По данным исследования, в процентном выражении этот перечень выглядит следующим образом:

- наркомания — 63,0,

- терроризм — 61,0,

- рост преступности — 56,0,

- угроза безработицы - 41,0,

- экономический кризис - 38,0,

- рост тарифов на электроэнергию и теплоснабжение — 27,0,

- экологическая и радиационная безопасность - 26,0,

- увеличение численности нерусского населения в области - 20,0,

- ситуация, создаваемая в Оренбуржье мигрантами - 12,0.

С целью определения основной тенденции в состоянии межэтнических отношений (ухудшились — улучшились) участникам опроса был задан вопрос об изменениях, произошедших в этой сфере жизни за последние пять лет. В итоге сложился следующий спектр мнений (в % к опрошенным):

- улучшились - 5,0,

- скорее улучшились - 6,0,

- не изменились — 41,0,

- скорее ухудшились — 16,0,

- ухудшились — 13,0,

- затрудняюсь ответить - 19,0.

Основная масса респондентов определяет эти отношения как стабильные. Оптимистически оценивают произошедшие изменения 11%. Обратной точки зрения придерживаются 29,0% опрошенных. Таким образом, в оценках состояния межэтнических отношений преобладает позиция «не изменились», при этом, говоря об общей тенденции, одни (меньшая часть респондентов) говорят об улучшении, другие (большая) - об ухудшении. Состояние межэтнических отношений исследовалось и в таких общностях, как трудовой коллектив и поселенческое образование (городок, поселок, село). В целом положение с межэтническими отношениями в трудовом коллективе вполне благоприятное. Совместная трудовая деятельность, решение общих задач, организация труда требуют от многонационального коллектива сплоченности, единства, без которых невозможно функционирование коллектива как единого целого. Поэтому здесь этнические отличия становятся несущественными. . В целом население области в сфере межнациональных отношений достаточно толерантно. Об отсутствии проявлений какой-либо неприязни заявляют более половины жителей области. Однако нетерпимость по отношению к представителям других этнических групп продолжает оставаться достаточно высокой (41%) респондентов испытывает недоброжелательное отношение к людям иной национальности).

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Типы внехрамовой деятельности Смоленской епархии в оккупационный период
Деятельность Смоленской епархии во время оккупации далеко не ограничивалась только лишь стенами храма. Но, напротив, духовенство и верующие, используя возможность, позволявшую им так или иначе свободно действовать, старались войти во все ...

Тенденции изменения сезонных праздников Японии в перспективе
Большинство сезонных праздников воспринимается в наши дни уже иначе, чем много лет назад. Истоки начинают забываться, с переносом дат проведения празднований теряется смысл. Поколения сменяют друг друга, время идёт вперёд, и люди меняются ...

Развитие образовательной системы и подготовка кадров народной интеллигенции
В период с середины 60-х до середины 80-х гг. ХХ в. Происходило развитие образования в ДАССР. На начало 1965/66 учебного года в 515 начальных, 627 восьмилетних и 213 средних школах республики обучалось около 276,5 тыс. учащихся. Особенно ...