Обряды караимов
На седьмой неделе в субботу молодая жена впервые могла пойти в кенаса.
Естественно, со временем менялись условия жизни и свадебный обряд упрощался: ушли в прошлое бешеные скачки со стрельбой и состязаниями всадников. Все большее значение приобретало обоюдное согласие молодых и лишь потом - соглашение родителей. Но многое из свадебного обряда сохранилось и до наших дней. Например, обычай становиться на шкуру или войлок и посыпать жениха и невесту монетами и зерном [17, с.45].
Рождение ребенка
Рождение ребенка в караимской семье было важным событием для всей общины и о предстоящем событии становилось известно заблаговременно. Будущую мать оберегали и опекали родственники и соседи, часто посещали ее, помогали по хозяйству, готовили все необходимое.
Детей рождали дома, на женской половине. На время родов приглашали акушерку. Помощниц обычно хватало, так как семьи были большими. После родов всей семьей помогали молодой матери и учили ее обращению с ребенком [19, с.57]. С особой радостью воспринималось рождение сына - первенца, продолжателя рода. Отец и дети со стороны родителей становились буквально героями.
Мать сохраняла высушенную пуповину и прядь волос ребенка, зашивала их в небольшой кожаный или матерчатый мешочек и постоянно носила при себе, считая, что это хранит ребенка от неприятностей.
В дом новорожденного нельзя было приходить с пустыми руками. По древнему народному обычаю ребенку дарили сырое яйцо. Яйцо рассматривали как символ возрождения жизни. Преподнося подарки, желали ребенку быть таким же чистеньким, кругленьким, беленьким и здоровым, как яичко [13, с.72].
В течение первых сорока дней после родов молодую мать и ее ребенка особенно оберегали. Это предусматривалось и предписаниями религии. Сорок дней считали наиболее уязвимым периодом для ребенка, поэтому и соблюдалась сорокадневная изоляция [12, с.32].
Похоронный обряд
Сразу же после смерти члена общины кто-нибудь из друзей или специально назначенный человек обходил дворы и сообщал эту весть. Войдя в дом, он говорил: "Башин сав болсун" ("Здоровье твоей голове"). После этого посыльный сообщал о печальном событии.
Всеми похоронными делами занимались специальные люди, родственники не должны были прикасаться к умершему.
Нельзя совершать погребение в субботу.
После установления факта смерти покойника накрывали простыней. На следующий день приносили деревянный гроб, умершего обмывали на специальной доске. Такую доску привозил сторож кладбища.
После обмывания умершего заворачивали в белый саван, одев его в чистое белье. На мужчину одевали кальсоны, длинную полотняную рубаху, носки, халат, тапочки и шапку. На женщину - рубаху, панталоны, чулки, платье, тапочки и косынки. Гроб выстилали мягким материалом, который покрывали простыней, а затем укладывали покойника. Руки располагались вдоль тела. Под голову клали небольшую подушку. Закрытые веки покойника нередко посыпали землей, взятой с родового кладбища. Тело умершего покрывали сверху бархатом или простыней, а лицо - небольшой простынкой. С умершим не помещали никаких ценных вещей. Гроб закрывали и накрывали черной материей [14, с.56].
Отпевание. Всю ночь у гроба со стороны головы горели две свечи и находились по два или более человек, которые поочередно читали соответствующие молитвы. Отпевание находилось при закрытом гробе.
Пришедшие клали деньги на гроб или на платок на животе покойного, если гроб бал открыт.
Перед выносом тела, газзан исполнял печальные траурные песни, сочинявшие священником для данного случая, и заупокойную молитву. Молитву читали на караимском языке.
После чтения молитвы гроб выносили и несли на кладбище. Газзан шел непосредственно за гробом, а родственники покойного - на некотором отдалении [10, с.41].
На кладбище газзан опять читал траурные песни и заупокойную молитву. Затем гроб опускали в могилу ногами на юг. Могила ориентирована в направлении север - юг. Священник и присутствовавшие бросали на гроб по горсти земли. Закапывая могилу, не передавали лопату из рук в руки, а втыкали ее в землю. Кровные родственники к гробу не прикасались и могилу не закапывали.
С обеих сторон могилы забивали колья. Колья пришли на смену пикам, которыми в древности отмечали края мужской могилы.
Похожие материалы:
Нарастание кризисных явлений в жизни общества в 70-х - начале 80-х гг.
Наиболее существенным проявлением кризиса стало усиление влияния на общественно-политическую жизнь Дагестана национальной интеллигенции с опасной тенденции перерастания этого влияния в этно-националистическое. Назревал новый виток национа ...
История Саратова
Начиная с 6 века до н. э. по 5 век н. э., в Поволжье жили савроматы-сарматы. Около сел Суслы, Новой Липовки, Ровного и в других местах встречаются сарматские курганы, в которых найдены захоронения людей, предметы вооружения, украшения, бы ...
Фольклор как результат исторического развития ногайского этноса
Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре.
В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от ...