Свадебный обряд

Замуж девушек отдают, как только они достигли половой зрелости 14-15 лет. Согласия у девушек не спрашивали, если отец доволен калымом (числом оленей, которых давали за невесту), значит свадьбе быть. Каждая семья старалась найти хозяйственную женщину, если она ходила с отцом на рыбалку, пасла оленей, охотилась, за неё могли дать хорошее стадо. Когда приезжают сваты, договариваться о дне свадьбы, невесту одевают в красивую ягушку, и вплетали (впервые в жизни) накосники. Свататься приезжает жених, отец и братья жениха, останавливаются возле чума, но их туда не пускают. Отец и братья невесты крепко держат полог чума, пока сваты не откупятся подарками. Когда подарки подарены, гостей приглашают в чум, кормят, и вручают им подарки в знак дружбы. Мужчины за столом обсуждают дату свадьбы, для гостей зарезают молодого оленя, кровью и лучшими кусками кормят гостей, кости и внутренности приносятся в жертву духам, проситься благословение для дочери. Жених и невеста друг друга не видят, невесту прячут в женской половине чума. Невесту в чум к жениху собирают три дня, её снаряжают сумками с рукодельными принадлежностями, это считается главным атрибутом в хозяйстве женщины. Одевают в нарядную ягушку, шапку и пояс украшают медными кольцами, цепочками, старинными монетами из серебра. При каждом шаге невесты все звенело, и переливалось мелодичным звоном, который отпугивал злых духов. В нарты запрягали трёх оленей. На рогах у них были повязаны яркие разноцветные ленточки, на шее весели колокольчики. По приезду в стойбище жениха совершался свадебный ритуал на расторопность невесты. К невесте подходит мать или бабушка жениха, которая берёт за руку, и тянет её на себя, и резко толкает к толпе. Если она не удержится, и упадёт, то на неё родственники жениха будут смотреть как на беспомощную и слабую женщину. Это считается большим позором для будущей хозяйки.

Мать жениха берёт невесту за руку, ведёт в чум, и усаживает на постель жениха, там теперь её место. Невесты плакать не должны, так как в тундру не любили хмурых и плаксивых, видя в них ленивых и лживых женщин. С этого момента невеста становилась хозяйкой чума, начинала готовить для всех еду и т.д. У ненцев запрещается называть имена с того момента, как молодые сыграли свадьбу позднее их называют именем старшего из детей – мать Нядмы. Старых людей называют по имени их внуков – дедушка Хэвко.

Молодые люди, приглашённые на свадьбу, состязались в ловкости и смелости. Старики вспоминали молодость. Празднование шло три дня. На третий день приглашался шаман, и делалось жертвоприношение духам для благословения новой семьи.

Похожие материалы:

Этнологический портрет Кавказа
Особенно наглядно указанные закономерности этноэволюции можно проиллюстрировать на примере Кавказского региона, арене жесточайшей борьбы народов за существование, борьбы, полной трагизма, которая не затухает и поныне. Можно ли говорить о ...

Гипотеза о сельджуском происхождении гагаузов
Ее сторонниками являются, в основном, турецкие историки (Осман Туран, Халил Иналджык, Кемаль Карпат, Фарук Сюмер и другие), некоторые болгарские исследователи (Г. Баласчев, И. Джансызов), западные авторы Paul Wittek и W. Zajaczkowski. Впе ...

Структура цыганской общины
Социальная структура цыганской общины - это практически структура касты. Поскольку традиционная форма социальной организации лучше всего сохранилась у цыган-лудильщиков (кэлдэраров), будет правильным рассматривать её функцирование именно ...