Праздничные обряды
Чтобы приворожить жениха, надобно покормить с печной заслонки петуха, говоря при этом: «Как бы эта заслонка держалась своего устья, так бы и петух держался своего дому».
«Веселье и смех, – пишет А.Я. Гуревич, – не заказаны христианину, мы видим, что и сами проповедники нередко стремятся вызвать улыбку своих слушателей. Но чрезмерный смех греховен. Жак Витрийский рассказывает о какой-то особе, которая видела Пресвятую Марию со множеством дев и пожелала быть вместе с ними. Богоматерь сказала ей:» Не смейся на протяжении тридцати дней, и будешь с нами». Она так и поступила, целый месяц не смеялась, после чего скончалась и обрела обещанную славу. Несомненно, заключает Жак де Витри, что, не воздержись она от смеха, песен и хороводов никогда бы Дева не приняла ее в свой сонм.
Мокрый Медовый спас
14 августа – первый, мокрый, медовый Спас. Пчелиный праздник
На первый Спас святи колодцы.
На первый Спас последнее купание лошадей и другой скотины.
Пчелы перестают носить медовую взятку.
Пасечники заламывают (подрезывают) соты.
Сбор ягод малины, черемухи, загатовка лекарственных трав.
Если при созревании малины первые ягоды крупные, то озимую рожь следует сеять раньше.
На Макавеи собирают мак.
Не уродился мак, пробудем и так.
Собирали также и дикий мак как средство от ведьм. Принято было на веру, что стоит только этим маком обсыпать дом – и все козни ведь как рукой снимет.
С этого дня разрешается есть мед.
На первый Спас защипывают горох.
На Урале и в Сибири начало шишкования кедров.
С первого Спаса холодные росы.
В августе серпы греют, а вода холодит.
Богат месяц август – всего вдосталь.
Август и у рыб сытая пора.
Во время жатвы жнецы старались найти на одном стебле самое большое количество зерен. Такой колос называется «житной маткой» или «спорыньей». Их берегут весь год до нового посева, с этих зерен начинают сев, с надеждой на получение от них большого урожая.
В эти дни следуют запасти плакун-траву,
которая оберегает от всякой напасти и людской злобы. «Трава плакун, – пишет И.П. Сахаров, – растет в стрелу; цвет ее багров, корень рогатый. Хорошо из такого корня сделать крест и носить на себе – тогда не бойся врага и супостата. Бог сохранит тебя от всякого бедствия».
«Знахари, – пишет Забылин, – употребляют корень Плакуна для изгнания домовых, ведьм и нечистой силы, стерегущей клады. Этой траве приписывают, что она заставляла плакать нечистых духов, отчего и получила название».
Яблочный спас
Второй Спас – яблочный (19 августа). Преображение Господне.
Второй Спас – всему час (плоды зреют).
На второго Спаса освящают плоды и мед, едят яблоки (а до того – только огурцы).
И отавка сену прибавка. Отава – осеннее сено, летнее прибережет.
Любовные яблоки
«Это такие яблоки, через которые можно снискать внимание и любовь желанной особы. Делается это очень просто: стоит только разрезать яблоко пополам, в середину его положить записку с именем любимой особы и выложить на солнцепек. Будто бы, по мере того, как яблоко будет сохнуть, будет страдать по тебе и любимая особа».
Первые проводы лета и встреча осени, осенины; люди шли в поле с песнями провожать закат солнца.
Рождество Богородицы
21 сентября. Рождество Богородицы
В этот день женщины встречают осень у воды. Осенины, вторая встреча осени. К молодоженам идет в гости родня. А через три дня Федора – замочи хвосты
. Полагают, что в этот день осень ездит на гнедой кобыле. «Осенние Федоры подол подтыкают» – гласит пословица. А вспоминается лето, когда девушки во время гуляний и игр с парнями не очень-то придерживали свои подолы, летая на веревочных качелях над головами изумленных мужчин. А.М. Горький писал о том, как парни любили «заголять девкам подолы, натягивая их аж на самую голову…» Девушки это воспринимали вполне миролюбиво, и даже не торопились скрыть обнаженное тело, а нарочито долго возились с натянутым на голову подолом. «Не каждое бабье лето до Федоры дотянет». Созревает рябина. Ее собирают прямо кистями и вешают под крышу. Рябина используется для рябинового кваса или крепкой настойки. Так же вывешивается и зрелая калина. На морозе ягоды делаются сладкими. В эти дни крестьянский дом наполняется всевозможными овощами: горы моркови, репы и брюквы, из которых готовят «паренки» (отваривают и подсушивают в русской печи). Лук увязывают и развешивают по стенам. Капусту рубят и квасят в кадушках. Подсолнухи шелушат, кусают семечки, собравшись всем домом. На полу толстый слой шелухи – это делается специально, чтоб запомнился день празднования урожая. В доме царит запах яблок и овощей, листьев смородины, дуба, укропа.
Похожие материалы:
Омск литературный
Конец XIX – начало XX вв. явились важным этапом в литературной жизни Омска. В.Г. Короленко, П.Ф. Якубович, В.Д Соколов (Митрич), В.Г. Богораз – одна только политссылка 80-х годов давала такое мощное приращение литературных сил, что сомнев ...
Верх-Яйва
"Село Яйва прозвано по реке Яйве, над которою оно стоит; около сей реки места казалися быть тучнее и сушее и везде видны были пахотные труды", - записал Лепехин.
Пахотные труды видны и ныне. Поля, долины речек, а стена тайги от ...
Разделение урумских говоров Приазовья по характеру греческого субстрата
І группа: к/г’-говоры
Старобешево
‑ Бешуй (Бешев)
ІІ группа: к’/’г-говоры
Великая Новоселка
- Великая Енисала
_ Ай-Ян
ІІІ группа: h/h-говоры
Мариуполь
- Балаклава (Чембало)
- Бахчисарай
- Кафа (Кефе, Феодосия)
- Карасуба ...