Заключение
[20] Виноградов Г.С. Русский народный календарь. Этнографический сборник. Иркутск, 1924, с. 2
[21] Ходжаев А.Ф. Календарные народные праздники. М., 2002 г., с. 11
[22] Молебен – церковное богослужение, содержание которого составляет моление обращённое к Богу, Богородице или святым. Молебен совершается для прославления Бога и святых, для испрошения их помощи в нуждах, для благодарения за помощь.
[23] Каша – кушанье из сваренного или запаренного зерна, крупы, муки, одно из самых распространённых и любимых русскими людьми.
[24] Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках. СПб, 1898 г., с. 206
[25] Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М., 1982 г., с. 47
[26] Псалмы – песнопения. Составляющие Псалтырь (книга псалмов), читаются на утреннем и вечернем богослужении
[27] Тропарь – церковное песнопение, стихи. Содержание молитвенной песни выражает сущность празднуемого события или жизнь и подвиги прославляемого святого.
[28] Кутья – ритуальная пища, являющаяся обязательным блюдом трапезы в кануны святочных праздников: Рождества, Нового года, Крещения, а так же в дни общего поминовения мёртвых или родительские дни: Троицкая суббота, Радуница, Масленичная суббота, Дмитриев день. Кутья представляет собой особый вид каши, особенностью которой является использование зёрен, ягод, а так же мёда, придающего блюду сладкий вкус.
[29] Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. М., 1986 г., с. 56
[30] Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря 16–19 веков. М., 1957 г., с. 11
[31] Бротковская Р.И. Праздники, обряды, гулянья. Иваново, 1986 г., с. 138.
[32] Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. СПб, 1899 г., с. 89.
[33] Афанасьев А.Н. Народные праздники //Древо жизни. М., 1982 г., с. 6.
[34] Водосвятие (Водокрещение, водокрещи, Водосвящение) церковный обряд освящения воды, то есть призывания на воду Божьего благословения. Обряд сопровождается троекратным погружением в воду креста и с соответствующими молитвами.
[35] Исаенко В. Православные христианские праздники //Воспитание школьников. 1993 г. № 3, с. 47
[36] Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря 16–19 веков. М., 1957г., с. 283
[37] Катальные горы (Катушки) – сооружение из снега и льда для массового катания во время Масленицы.
[38] Балаган – временная деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ.
[39] Масленичное чучело (Масленица, Масленик, Масленичная кукла) – атрибут праздника Масленицы, являвшейся главным действующим лицом в цикле её многочисленных обрядовых действий. Этот персонаж мог быть представлен на празднике антропоморфной фигурой из соломы или дерева, имевший женский или мужской облик, или реальным человеком, исполнявшим ту же роль.
[40] Блины – лепёшки округлой формы, древнейший вид изделий из муки зерновых культур. Этот пищевой продукт, отличавшейся простотой изготовления и примитивностью форм появился, вероятно, ранее хлеба. Блины с 15 века были известны в контексте русской традиционной культуры под названием «мишны», а с конца 16 века часто упоминалось в Домострое уже под своим привычным названием – блины. Они были не только повседневной крестьянской едой, но и являлись так же и одним из важнейших компонентов обрядовых трапез.
[41] Съездки (Съезжие дни) – увеселительные катания на лошадиных упряжках с санями во время масленичной недели. Катание на лошадях начиналось с четверга или пятницы Сырной недели и достигало своего апогея в последний её день.
[42] Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. СПб., 1899 г., с. 281.
[43] Ряженье(машкарованье) – один из наиболее ярких элементов традиционной культуры, основными чертами которого являются, прежде всего, изменение внешнего облика человека и особая игровая форма поведения, носящая ритуальный характер. У русских Ряженье в состав как календарной обрядности, так и в ритуалы жизненного цикла. Повсеместно и наиболее разнообразно эта форма поведения представлена в святочный период.
[44] Ивиева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994 г., с. 9
[45] Прощёное воскресенье (Проводы, Прощальник, Прощальное, Прощёный день, Целовальник) – последнее воскресенье Масленицы, во время которого в крестьянской общине совершался обряд взаимного прощения грехов и обид, имевший религиозно-очистительный смысл и связанный с поминовением усопших.
Похожие материалы:
Возрождение церквей и духовенства
С первых же дней оккупации возрождение церковной жизни на территории Смоленской области шло стремительно и быстро.
Прежде чем приступить к описанию открытия православных храмов и возобновления в них богослужений, необходимо сказать неско ...
Немцы в Поволжье
К началу 20 века на географических картах Поволжья значилось свыше двухсот немецких названий, которые своим населенным пунктам дали немцы, поселившиеся в Саратовских краях по приглашению Екатерины Второй. Но вот в 1915 году эти “имена “ст ...
Лауреат премии Курмангазы Урастаева Галина Джумабаевна
На праздничной сцене Астраханского драматического театра губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин вручал ей премию имени Курмангазы Сагырбаева в области культуры. Среди десятка награжденных по другим номинациям она сразу выделялась ...