Духовная культура адыгов

Проблема культуры межнациональных отношений всегда стоит остро перед каждой многонациональной страной, а в нашей стране эта проблема стоит сейчас еще острее, чем про­блема экономики. За годы, так называемой, «дружбы народов» и «полного интернационализма», в каждом народе подавля­лось все национальное, все самое лучшее, мудрое, что склады­валось веками и что было присуще только данному народу.

«Мой адрес не дом и не улица,

Мой адрес — Советский Союз» — пели дружно все на­роды большой страны, теряя при этом свое национальное са­мосознание, свою исконную национальную культуру, заме­няя уникальные, самобытные обычаи и традиции однотип­ными, так называемыми, «советскими обрядами», забывая свой родной материнский язык.

Все это способствовало тому, что за 70 с лишним лет все народы, проживающие в нашей стране, растеряли много цен­ного, интересного в своей культуре и в своем этикете, не став от этого ближе друг к другу. Иначе не было бы столько горя­чих точек на территориях бывшего Советского Союза и ны­нешней России.

Национальное самосознание, подавляемое многие десяти­летия, возрождаясь, стало принимать уродливые формы, как растение, вырастающее из-под камня. Это и понятно. Ведь человек, у которого нет ни своего дома, ни своей улицы, как поется в той песне, т. е. человек, которому не дорог родной очаг, не задумываясь разрушит чужой очаг. Человек, кото­рый не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не гордится славой своих предков, человек, которому образно говоря, «не снится трава у дома», не будет никогда интернационалистом, он не будет уважать традиции, куль­туру и национальные чувства другого народа. А без этого не может быть ни взаимопонимания, ни национального согла­сия, ни культуры межнациональных отношений. У каждо­го человека Родина должна начинаться с той песни, «что пела ему мать» и только тогда он будет настоящим патриотом и интернационалистом.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,— писал А. С. Пушкин. Да, прекрасно сказано, но чтобы гордиться славой своих предков, надо знать их историю, культуру, ис­кусство, обычаи и традиции.

Каждый народ, будь он малочислен или многочислен, уникален по-своему. У каждого народа кроме всеобщих тра­диций и норм взаимоотношения между людьми, есть еще свои вековые национальные традиции и обычаи, выгодно отлича­ющие его от других народов и сохраняющиеся несмотря ни на какие испытания и страдания. И задача каждого куль­турного и истинно интеллигентного человека, изучить исто­рию, культуру, традиции своего народа и того народа, с ко­торым приходится ему жить и общаться, перенять все луч­шее, что есть у данного народа.

Адыги должны знать и гордиться своими предками, которые создали замечательные памятники духовной культуры, отличающиеся глубоким содержанием и художественным совершенством.

Замечательным пло­дом народного творчества, игравшим большую роль в духовной жизни народов в XVIII в. и начале XIX в., является богатый и своеобразный фольклор Северного Кавказа.

Народ, создавая свой героический эпос, воплотил свою жизнь, свой характер и духовный склад в монументальных эпических образах и этим внес свой неповторимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

В становлении и развитии культуры любого народа важное значение имеет создание письменности, наличие которой является одним из показателей национального самосознания.

Духовная культура адыгов (черкесов), как и любая другая сверхслож­ная социальная система, многообразна в своих началах и проявлениях. Ее научное осмысление требует исследовательской большой работы.

К настоящему времени по проблемам духовности адыгов имеется много статей и сборников, написаны монографии и защищены диссер­тации. Труды ученых различаются по направленности, объему и каче­ству.

В представляемой работе преобладает методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной социокультурной антропологии (этнологии). В отличие от социальной антропологии, для антропологии социокультурной (этнологии) характерно большее внимание к духовным образованиям. В использованной методике преоб­ладают описательность и историзм. Основное внимание уделено содержательным ас­пектам духовных отношений.

Цель данного исследования: познакомиться с национальной культурой адыгов.

Задачи:

- выявить особенности и национальный колорит адыгейской мифологии и этноса;

- рассмотреть условия становления письменности у адыго;

- показать специфику адыгейского языка.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.

Похожие материалы:

План "Восток"
План "Восток" - это план для отражения Польшей возможной военной агрессии со стороны Советского Союза. Окончательно данный план был утверждён в 1938 году, хотя планы по обороне восточных рубежей существовали и постоянно изменяли ...

Ландшафтно-топографическая и топографо-климатическая характеристика местообитания манси в XVIII-XX веках
Первоначально очертим современные границы распространения манси в XVIII-XX вв., когда достоверно известно, что подразумевается под термином «манси». В русских документах XVI века манси перечислены по рекам Чусовая, Тагил, Нейва, Кокуй, Б ...

Образование народов Дальнего Востока
Важным явлением в отечественной научной мысли в конце XX в. стало осознание образования как сложно структурированной системы общественной жизни, что обусловило появление комплексного подхода к изучению национального образования Севера Рос ...