Устное народное творчество

Страница 1

Как и в предшествующую эпоху, весьма популярен был среди адыгов в XVI — первой половине XIX вв. нартский эпос. Он стал в первой половине XIX в. объектом записи и изу­чения. Одним из первых описал его выдающийся адыгский ученый С. Хан-Гирей. В эпосе воспевались отва­га и честность, готовность отдать жизнь за счастье лю­дей. Гордые нарты привлекали к себе внимание адыгских рыцарей позднего средневековья.

Адыгский эпос «Нарты» является выдающимся памят­ником мировой эпической культуры. Он включает в себя песни, поэмы (пщинатли) и легенды. В эпосе встреча­ется свыше 100 личных имен. Главные образы — Сатанай гуаще, Орземес, Саусырыко, Шебатнуко, Пэтэрэз, Ащемез, Тлепш.

Распространенным жанром фольклора оставались так­же сказки. Существовали следующие основные виды народных сказок: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, небылицы. Наиболее популярны были волшебные сказки, полные вымысла и фантастики, чу­дес и невероятных событий. Сказки отражали в прису­щих им специфических формах жизнь народа, его худо­жественное мышление. В волшебных сказках отражены идеи патриотизма и защиты отечества, борьбы с эксплуа­таторами, с силами зла вообще. Сказки прославляют трудолюбие, честность, доброту. В них обильно исполь­зуются пословицы и поговорки, вобравшие в себя муд­рость народа.

Любовью адыгов пользовались сказания, предания, легенды, новеллы и притчи. Сказания бывают героиче­ские и исторические. Распространенными были сказания о Хаткокошхо, Чечаноко Чечане, Кайткоко Асланбеч и многие другие. Наряду с достоверными событиями, в сказаниях встречаются элементы фантастики и вымысла. Это сближает их со сказками. В отличие от них, адыгские предания характерны полным отсутствием фантастики. Адыг не сомневался в достоверности пре­дания. Можно выделить предания исторические, топо­нимические, мифологические и предания, рассказывающие о происхождении адыгских народов. К последним сле­дует отнести предание «Как кабардинцы познакомились с соседними народами». Топонимическими называются предания о происхождении географических названий. Исторические предания рассказывали о наиболее важ­ных событиях истории адыгов. Таковы предания об Ощнауской и Бзиюкской битвах. Часто рассказывали сказители в адыгских кунацких легенды, новеллы, притчи (гъэсэпэтхыдэхэр). Весь­ма популярны и в наши дни новеллы о Черие Хахупэко, Алэ Хырцыжико, Ерстемэ Залэко.

Народные музыканты, певцы и сочинители песен — джегуако (джэгуак1о) сыграли большую роль в разви­тии устного народного творчества. Европейский наблю­датель Т. Лапинский, проживший в XIX в. несколько лет среди адыгов, писал об этих народных певцах: «Этих патриархальных певцов уважают и боятся. Каждый хо­роший или плохой поступок, храбрость и трусость, ко­рыстолюбие и самопожертвование, гостеприимство и скупость, красота и любовь, так же как и легкие нра­вы, находят своих хвалителей или бесподобных сатири­ков. Ими воспеваются старые сказания, геройские по­ступки и разные чудесные истории»[5,165].

Любые народные празднества и семейные торжества сопровождались песнями. Богато и разнообразно песенное творчество адыгов. Песня сопровождала горца от рож­дения его и до смерти. Многим религиозным обрядам сопутствовали песни. В XVI—первой половине XIX в. были особенно широко распространены героические и исторические песни. Они повествуют о важнейших со­бытиях в истории народа и о подвигах отдельных героев. Немало песен посвящено борьбе с нашествиями орд крым­ских татар и турецких войск в XVI—XVIII вв. Часто ис­полняли певцы также абреческие песни, песни о бунта-

рях (например, «Песня о Мартине», «Об Али Черном»).

В песнях воспевались борцы против феодального гне­та («Песнь об Айдемиркане», «Песнь о Хатх Кочасе», поэма «Песнь о бравом тфокотле»). В первой полови­не XIX в. в народе слагаются песни о борьбе против за­воевательной политики русского царизма. Из них пред­ставляют большой интерес песни: «Как большой царь к абадзехам приезжал», «Бжедугские всадники», «Спор­ное сражение», «Песнь о битве при Шехапе».

Наряду с историко-героическими, в народе имели хож­дение, как и прежде, песни трудовые, любовные, свадеб­ные, колыбельные, шуточные, детские, бытовые.

Древний адыгский народ выработал самобытные му­зыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. К музыкальным инструмен­там адыгов принадлежат: камыль (къамыл) — вид про­дольной открытой флейты; сырын — вид свистковой про­дольной флейты; бжамый (бжъэмый) — мундштучный духовой инструмент из рога; апепшин (1эпэпщын) — щипковый струнный инструмент типа балалайки; пшинетарко (пщынэт1аркъо) — щипковый струнный инстру­мент типа угловой арфы; шичепщин (шык1эпщын) — смычковый струнный инструмент типа скрипки; пшинекеб (пщынэкъэб) — смычковый струнный инструмент типа виолончели; шонтырып (шъонтырып!) — ударный мембран­ный инструмент типа барабана; пхачич (пхъэк1ыч) — ударный самозвучащий инструмент типа трещотки.

Кроме собственно адыгских были инструменты, заим­ствованные у других народов, но ставшие чисто нацио­нальными. Это пшине (пщынэ) — язычковый инструмент типа гармоники, накыре (накъырэ)—духовой инстру­мент типа зурны.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Свадебный наряд
На протяжении многих веков свадебный наряд несколько раз менялся, особенно у невесты. До конца 19 века во многих местах крестьяне венчались обычно в праздничном народном костюме (см. приложение), традиционном для той или иной местности. ...

Семик (Зелёные Святки, Четверток, тюльпа)
праздник весенне-летнего календарного периода, отмечался в седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы, открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Распространён в России повсеместно. Предположительно, в древности С ...

Деревообделочные промыслы в деревне
Плотничество Плотничьи работы производились топором, являвшимся универсальным орудием, которым русский человек, по замечанию Льва Толстого, мог и дом построить и ложку вырезать. Древнерусские топоры обладали большим коэффициентом полезн ...