Музей истории литературы, искусства и культуры. История музея

музей алтай коллекция краеведческий

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая основан 8 сентября 1989 г. в Барнауле на базе литературно-художественных коллекций Алтайского краевого краеведческого музея. Возникновению музея способствовали ученые и деятели культуры Алтая, России, русского Зарубежья, в том числе: музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке (США); художники Л.Р. Цесюлевич и И.Р. Рудзите (Барнаул); сестры Л.С. и М.С. Митусовы (С.-Петербург); кинорежиссеры, общественные деятели Р.А. и Ю.В. Григорьевы; литературовед А.А. Макаров (Москва); ведущие ученые университетов края. Цель нового музея была сформулирована тогда же – показать место и значение Алтая в мировом культурно-историческом развитии и формировании российской духовности.

С момента рождения до 1992 г. музей располагался на площадях Алтайского государственного краеведческого музея и вел активную деятельность: работала постоянная экспозиция на базе мемориального фонда писателя, актера и кинорежиссера В.М. Шукшина и фонда семьи художника и мыслителя Н.К. Рериха; проводились научно-практические конференции, в том числе международные; реализовывались выставочные и историко-культурные проекты. В октябре 1991 г. распоряжением администрации Алтайского края музею было передано в пользование здание особняка золотопромышленника Е.П. Олоровского (1-я пол. XIX в.) – дворянская усадьба городского типа, по адресу ул. Л. Толстого, 2. 29 мая 1992 г. музей впервые открыл свои двери в новом здании и принял посетителей.

Возможность ведения музейной работы в полном объеме активизировала, в том числе комплектование фондовых коллекций и собраний – в 1990-е годы музейные хранилища пополняются крупными фондами, среди которых: личные фонды знаменитого сибирского писателя Г.Д. Гребенщикова, российско-немецкого поэта и педагога Э.Э. Каценштейна, литературоведа и литературного критика Н.Н. Яновского, писателя-фронтовика А.П. Соболева, актеров и театральных деятелей В.В. Познанского и Д.Г. Паротикова, композиторов А.В. Анохина и К.К. Княгинина, музыкантов-исполнителей Е.М. Каца и В.М. Бубновича, киноактрисы Е.Ф. Савиновой, художников Б.М. Астахова и А.Г. Вагина, радиожурналиста В.С. Серебряного и многих других деятелей культуры. Значительны тематические собрания по истории алтайских театров, музыкальной культуре, литературному и художественному творчеству Алтая, коллекции театрального костюма, художественной открытки, деревянной и литой иконы, рукописной и старопечатной книги, книжной графики, этнографических материалов.

Многие музейные предметы уникальны. Среди наиболее ценных материалов музейного фонда можно выделить: документы и личные вещи членов семьи Н.К. Рериха, материалы о творчестве В.М. Шукшина, рукописи и эпистолярное наследие Г.Д. Гребенщикова, автографы Ф.И. Шаляпина и Г.Н. Потанина, театральные афиши начала XX века на шелке, редкие музыкальные инструменты. На 1 октября 2009 года общий объем музейных собраний составил 62 105 единиц хранения основного и научно-вспомогательного фонда и продолжает активно расти.

Похожие материалы:

Сватовство – конкретное действие перед свадьбой. Свадебные традиции
Когда налицо все изложенные выше условия для вступления в брак начинают применяться конкретные действия. Первое – сватовство (сватосване, сватуване, питане, просене). В Табаках этот процесс происходил следующим образом: родителей жениха ...

Методика исследования наскальных рисунков на примере древнего искусства Шишкинские писаницы
Научная достоверность произведений древнего наскального искусства во многом зависят от совершенства методики фиксации рисунков. Методика фиксации развивалась от элементарного перерисовывания видимых изображений художником до фотофиксации ...

Коллективизация
Осенью 1929 года актив М-Александровского совета проводил хлебозаготовку и работу по вовлечению крестьян в колхоз. Одновременно проводилась ликвидация кулачества как класса. Сначала вступили в колхоз активисты, затем постепенно записывали ...