Музей истории литературы, искусства и культуры. История музея

музей алтай коллекция краеведческий

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая основан 8 сентября 1989 г. в Барнауле на базе литературно-художественных коллекций Алтайского краевого краеведческого музея. Возникновению музея способствовали ученые и деятели культуры Алтая, России, русского Зарубежья, в том числе: музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке (США); художники Л.Р. Цесюлевич и И.Р. Рудзите (Барнаул); сестры Л.С. и М.С. Митусовы (С.-Петербург); кинорежиссеры, общественные деятели Р.А. и Ю.В. Григорьевы; литературовед А.А. Макаров (Москва); ведущие ученые университетов края. Цель нового музея была сформулирована тогда же – показать место и значение Алтая в мировом культурно-историческом развитии и формировании российской духовности.

С момента рождения до 1992 г. музей располагался на площадях Алтайского государственного краеведческого музея и вел активную деятельность: работала постоянная экспозиция на базе мемориального фонда писателя, актера и кинорежиссера В.М. Шукшина и фонда семьи художника и мыслителя Н.К. Рериха; проводились научно-практические конференции, в том числе международные; реализовывались выставочные и историко-культурные проекты. В октябре 1991 г. распоряжением администрации Алтайского края музею было передано в пользование здание особняка золотопромышленника Е.П. Олоровского (1-я пол. XIX в.) – дворянская усадьба городского типа, по адресу ул. Л. Толстого, 2. 29 мая 1992 г. музей впервые открыл свои двери в новом здании и принял посетителей.

Возможность ведения музейной работы в полном объеме активизировала, в том числе комплектование фондовых коллекций и собраний – в 1990-е годы музейные хранилища пополняются крупными фондами, среди которых: личные фонды знаменитого сибирского писателя Г.Д. Гребенщикова, российско-немецкого поэта и педагога Э.Э. Каценштейна, литературоведа и литературного критика Н.Н. Яновского, писателя-фронтовика А.П. Соболева, актеров и театральных деятелей В.В. Познанского и Д.Г. Паротикова, композиторов А.В. Анохина и К.К. Княгинина, музыкантов-исполнителей Е.М. Каца и В.М. Бубновича, киноактрисы Е.Ф. Савиновой, художников Б.М. Астахова и А.Г. Вагина, радиожурналиста В.С. Серебряного и многих других деятелей культуры. Значительны тематические собрания по истории алтайских театров, музыкальной культуре, литературному и художественному творчеству Алтая, коллекции театрального костюма, художественной открытки, деревянной и литой иконы, рукописной и старопечатной книги, книжной графики, этнографических материалов.

Многие музейные предметы уникальны. Среди наиболее ценных материалов музейного фонда можно выделить: документы и личные вещи членов семьи Н.К. Рериха, материалы о творчестве В.М. Шукшина, рукописи и эпистолярное наследие Г.Д. Гребенщикова, автографы Ф.И. Шаляпина и Г.Н. Потанина, театральные афиши начала XX века на шелке, редкие музыкальные инструменты. На 1 октября 2009 года общий объем музейных собраний составил 62 105 единиц хранения основного и научно-вспомогательного фонда и продолжает активно расти.

Похожие материалы:

Монгольские завоевания и Волжская Булгария
От монголов, говорит Френ, которые в Дешт-Кипчаке основали так называемую Золотую Орду, должно было бы ожидать, что они, как это было у современной, родственной династии в Иране, напишут свои собственные летописи, которые могли бы говорит ...

Трактовка национального характера в трудах отечественных и зарубежных ученых
Поскольку термин «национальный характер» не является исконно и исключительно литературоведческим термином, но разрабатывался другими областями гуманитарного знания, – философией, этнологией, антропологией, культурологией, лингвострановеде ...

«Осенний календарь»
Песнями встречали в старину осень – трудовую, щедрую и весёлую пору. Трудовую – потому что впереди ещё много осенних забот, а щедрую и весёлую – потому что хлеб заполнял закрома, в каждый крестьянский дом входил достаток, и тут уж не обхо ...