Шаманский камень
Одна из скал на берегу Лены имеет форму человеческой головы, это так называемая «личина». Местные жители считают это место священным, да и у современного человека при виде этого нерукотворного памятника замирает сердце. Местные жители говорят, что в старину скала была гораздо больше, а голову венчала еще и остроконечная шапка, но в 1930-е годы, в эпоху воинствующего атеизма, в ходе борьбы с шаманизмом, власти попытались скалу взорвать, в результате чего верхняя часть обрушилась.
В разное время многочисленные исследователи описывали это место. «Здесь родина бурят, у которых также существует обычай почитать священные скалы: каждая скала этого рода, называется ими Aiechu-tscholo, то есть «заставляющая вздрогнуть скала», и пользуется таким почитанием, что лица, обвиненные в преступлениях и желающие показать свою невинность, прибегают к подобной скале и обхватывают обеими руками, будучи твердо убежденными в том, что если ложно поклянутся то непременно умрут»[2] - писал участник Великой Сибирской или Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. Г.Ф. Миллер.
В богатом ценными историко-этнографическими сведениями «Словаре географическом Российского государства» Афанасия Щекотова: «Шаманское урочище в Иркутской губернии лежит на правой стороне р. Лены, при которой есть высокая гора и при ней каменный холм. На нем природа сделала изображение, подобное человеку, которое тунгузы и братские с обожанием почитают, и каждый из них мимо идучи, закон себе поставляет камню сему приносить что-нибудь в жертву»[3].
В «Новейшем любопытном и достоверном повествовании о Восточной Сибири» говорится: «Шаманский камень имеющий вид четырехстороннего столба и состоящий из красноватых скалистых камней, которому в важных случаях родичей своих буряты приводят к присяге»[4].
Наиболее подробное описание этого камня принадлежит иркутскому архиепископу Нилу, автору известной книги о сибирском буддизме. Описывает Шаманский камень как «чело великана». Он описывает обычай местного населения, заключающийся в том, что лица, на которых падает подозрение и все причастные к делу, должны взойти на вершину утеса и произнести там во всеуслышание, что они невиновны. Этот обряд совершается ночью и таинственно. Если присягающий солжет, то духи низринут его с вершины.
Похожие материалы:
Свадебная поэзия
Словесное, в первую очередь поэтическое (стихотворное) оформление свадьбы обладало глубоким психологизмом, изображая чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невест ...
Формы и способы регулирования
этнических конфликтов
Этнические конфликты, сформировавшиеся на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и современном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и исполь ...
Великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев
1845-1904
Великий казахский поэт и просветитель. Начальное образование Абай получил дома, а затем он пять лет обучался в медресе. Именно там будущий поэт стал увлекаться чтением классиков восточной литературы. Наряду с этим, Абай начинае ...