Период творческой зрелости Г.И. Гуркина
Успех окрылил художника, он с головой уходит в работу.
В сентябре - ноябре 1921 года им были выполнены рисунки тувинских партизан, портреты С. Кочетова, А. Квитного, героев и руководителей партизанского движения в Туве.
Со второй половины 1921 года до возвращения на родину осенью 1925 года Г.И. Гуркин живет и работает в Атамановке (ныне село Кочетово) и в Кызыле. В селе Атамановке находился штаб партизанского отряда, а 14 августа 1921 года здесь была провозглашена Тувинская Народная Республика. В Туву художник из Монголии перебирается с отрядом руководителя партизанского движения С. Кочетова.
Произведения монгольского периода Г.И. Гуркина - это в основном рисунки карандашом с натуры, эскизы композиций. Судя по ним, художника особенно привлекает жизнь и быт монголов, их древние памятники, национальная одежда и типы людей. Особенно часто встречаются изображения юрты, сцены кочевий, жизнь животноводов на высокогорных пастбищах. Вероятно, эти зарисовки и впечатления послужили основой известного полотна художника "Кочевье в горах". По теме, свежести и звучности цвета картине близок небольшой этюд "Уланком. Юрта". Точно указана дата его написания - 3 июня 1920 года. Созданный в тревожное, неспокойное время, этюд воспринимается как мечта о мирной счастливой жизни, как утверждение вечных, непреходящих ее ценностей: голубое небо, горы, зеленые луга, чистый воздух, ласковое солнце, мать и дети. В картине "Кочевье в горах" эта мысль получает развитие и усложняется, пожалуй, даже драматизируется. Картина величественна, несмотря на то, что в основе ее лежит жанровый мотив. Она обладает огромным пространственным охватом. Мысль о гармонии человека и природы лежит в ее основе, как и в этюде "Уланком. Юрта". Однако при внимательном вглядывании в людей, в их позы, лица не покидает чувство беспокойства, тревоги, неведомой опасности. Идиллическое, жизнерадостное настроение этюда, где запечатлен счастливый миг мира и души художника, при более глубоком анализе в картине уступило место и более сложному восприятию мира, в котором солнце и тень соседствуют.
Плодотворными для Г.И. Гуркина были и четыре года пребывания в Тувинской Народной Республике. Поразительное разнообразие тем, аспектов жизни республики и, конечно, ее природа волновали воображение, и нашли воплощение в рисунках и целом ряде живописных работ. Если в живописи по-прежнему преобладает пейзаж, то рисунки запечатлели многие стороны жизни тувинцев. В Монголии и Туве в графических работах, как в записной книжке писателя, накапливались образы, типы людей, опыт работы над портретом и жанровой композицией. По преимуществу пейзажист в дореволюционное время, Г.И. Гуркин большую часть рисунков 20-30-х годов посвящает многофигурной композиции. В зарисовках 1923 года он неоднократно обращается к темам "Революционный съезд тувинцев", "Первое мая 1923 года", "Жизнь в Урянхае". В рисунках присутствует то ощущение праздника на многолюдном народном собрании, то тишина раздумья, когда собравшиеся на съезд слушают оратора. Для решения многофигурных сцен художник часто использует круговую композицию, исследуя ее возможности для создания жанровых произведений. К ней прибегает он и в одном из эскизов к задуманной большой картине, посвященной древнему празднику тувинцев - "Улу-Наир". Автор назвал эскиз "На празднике предков". К теме народного праздника с разнообразными спортивными состязаниями особенно много было сделано рисунков. Судя по ним, художника из всех событий праздника увлекала борьба на поясах. Он рисует типы тувинцев, национальную одежду и ее детали, фигуры полуобнаженных борцов. Отличительной особенностью набросков, зарисовок и эскизов этой темы является стремление к передаче движения. Динамизм, напряжение борьбы достигаются, прежде всего, размещением фигур в пространстве листа, разнообразием их ракурсов. Для Гуркина эти рисунки были новым завоеванием не только в плане тематического расширения творчества, но и в плане пластических находок, в развитии возможностей хоровой народной картины.
В период пребывания в Тувинской республике Гуркин выполнил ряд важных заказов правительства.
"Пейзаж. Озеро" (1924) - настоящее очарование природы, чудо умиротворения ее красотой, разумной гармоничной жизнью неба, озера, гор, растений. Пронзительная красота природы, особенно остро прочувствованная в эти трудные для художника годы переоценки, осознания своего места в жизни.
Похожие материалы:
Развитие образовательной системы и подготовка кадров народной
интеллигенции
В период с середины 60-х до середины 80-х гг. ХХ в. Происходило развитие образования в ДАССР. На начало 1965/66 учебного года в 515 начальных, 627 восьмилетних и 213 средних школах республики обучалось около 276,5 тыс. учащихся. Особенно ...
Развитие металлургической промышленности
Первые изделия из металла, найденные археологами на русской земле, учёные относят к VI – IV веку до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища, в наше время находят и железные предметы, и литейные приспособления. В раскопках городищ с ...
Весенний календарь
Отшумела весёлая шумная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне.
Большинство праздничных весенних обрядов имеют языческое происхождение, они устраивались древними славянами, на переломе времён года в честь Мараны – богини смерти. ...