Мифы и легенды города Ижевска

Страница 1

В самом начале существования Ижевского поселка на долю его обывателей выпало два огромных по значимости и масштабам потрясения.

Первым была промоина в плотине. Возможно, был конец 18 или начало 19 века. Ранним утром неподалеку от шлюзов плотины обнаружили промоину величиной с горшок. Через некоторое время дыра стала величиной с переднее колесо телеги, и продолжала расширяться.

За день и ночь солдаты, работавшие на плотине, ссыпали туда весь гравий и песок, предназначавшиеся для строительства дороги, груды земли, глины и метровых дров-швырков, которыми растапливали заводские чугунолитейные печи, но все напрасно. От плотного вала плотины промоина поползла вниз, к пруду, и вскоре поток воды хлынул в нее. Чтобы обнаружить выход водной струи, для спуска в провал изготовили специальное приспособление и отобрали с десяток крепких парней, способных задерживать дыхание под водой дольше других, на случай, если на дне промоины окажется вода и придется нырять. Первые три из них дна промоины не достигли. Четвертый спуск оказался роковым - конец веревки вытащили пустым. Тут вспомнились разговоры об убитом и тайно зарытом в плотине сыне местного служителя языческого культа. Старик отец просил откопать тело сына, страшными карами грозил, да его не послушали - и вот сбылось проклятие: земля разверзлась под ногами, и невинно погубленный сын шамана теперь тянет за собой других. Решили, что нужно воздать земле ее дарами - хлебом, древесным углем.

К месту стихийного бедствия вереницей пошли люди, неся на плечах наполненные мешки и ящики. Все непрерывно молились. Многие кидали в провал свои драгоценности. Когда все, что было припасено на плотине, сбросили вниз, местный лекарь добровольно вызвался исследовать дно. Получив благословение, он начал спуск. При счете 177 веревка задергалась, лекаря достали, и все облегченно вздохнули. Он рассказал, что твердо стоял на дне среди множества разнообразных предметов и успел положить плашмя несколько мешков. Ощущение опасности отступило, но пришла твердая уверенность, что это была расплата за неправедные деяния прошлых лет.

Спустившись на плотину по лестнице от собора Александра Невского, можно и теперь увидеть у кромки воды невысокий выступ, тянущийся от шлюзов к памятнику основателю завода Андрею Дерябину. На середине этого пути и была та самая промоина, взбудоражившая весь город.

Вторым потрясением для жителей поселка стало страшное бедствие, обрушившееся на них 18 мая 1810 года в час дня. "Случился пожар внизу Базарной улицы в доме вдовы мастеровой женки Парасковии Добрыниной.

Сей несчастный случай был при необыкновенном ветре, и огонь распространился с чрезвычайной скоростью". Все пять улиц Нагорной части выгорели почти полностью. Пожар уничтожил 172 частных и два казенных дома, склад провианта, две деревянные церкви, в одной из которых "растопился от жары стотридцатипудовый колокол".

Священнослужители и прихожане отправились в большой крестный ход. Они останавливались возле каждого сгоревшего дома и вручали погорельцам узелки с едой, а у кого были дети - давали молоко. После церковного хода к погорельцам отправился заводской администратор со своею свитою. Его люди записывали, кому и в чем требуется неотложная помощь, отправляли заболевших и травмированных в освобожденную по такому случаю солдатскую казарму, где им был обеспечен медицинский уход.

Все лесозаготовительные участки завода получили приказ: работать от восхода солнца до глубокой ночи, чтобы до зимы обеспечить стройматериалами оставшихся без крова людей.

В поисках лесоматериала были обследованы берега реки Иж. Было выявлено, что запасов обследованного участка хватит на 50-70 лет.

11 июня 1810 года первые 50 плотов строевого леса были отправлены на заводскую лесопилку. Для жителей поселка это был большой праздник. Поступило указание: в дальнейшем одну партию плотов отправлять на распиловку в Зареку, другую - доставлять на Береговую, к заводоуправлению, на срубы погорельцам. За месяц прорубили просеку, присыпали и выровняли путь под лежневку. Ввиду острого дефицита дерева в поселке, бревенчатые рельсы прокладывать не стали, а по-прежнему волоком тащили бревна к реке. Может быть, поэтому за левым берегом лесоучастка закрепилось название Воложка? Знакомые с местной историей старожилы утверждают, что возможна другая этимология слова "Воложка". Говорят, что солдаты из березы и дуба в свободное от работы время пристрастились резать ложки. Вырежут, подымут вверх и похваляются перед приятелями: "Во ложка!". Так, с освоения этих мест на карте окрестностей Ижевского завода появилось много новых названий.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Культура казаков, адыгов и ногайцев
КУЛЬТУРА КАЗАКОВ Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно ...

Понятие «край» и «краеведческий документ»
Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в ...

Количество городов, типология и типография
Согласно письменным источникам, на юге Казахстана в период раннего средневековья было шесть городов. Это «город на Белой реке» - Испиджаб (Сайрам) и еще три города на Шелковом пути - Газгирд, Шараб и Будухкет. Города Отрар и Шавгар являли ...