Бурятский забайкальский комплекс

Буряты – древний народ, живущий в районе Байкала. По данным археологии, истоки бурятского этноса уходят в глубины бронзового века. В 17 веке, ко времени прихода в Забайкалье русских казаков, основу хозяйства бурят составляло экстенсивное кочевое скотоводство, а также охота, рыболовство и лесное собирательство. В некоторых местах буряты занимались примитивным мотыжным земледелием, унаследованным, вероятно, от их тюрко-монгольских предшественников – курыкан и баргутов.

В силу ряда причин в прошлом буряты условно делились на западных (предбайкальских и восточных забайкальских), что нашло отражение в особенностях быта и в организации двух комплексов музея.

Забайкальские буряты издавна населяют территорию нынешней Бурятии и ряда районов Читинской области. Они в большей степени, чем западные, занимались скотоводством, и этот вид занятий, а также господство у них буддизма наложили отпечаток на их культуру.

Традиционной формой жилища бурят-скотоводов была решетчато-войлочная юрта, обычно обращенная дверью на юг. Посуда и утварь делались из небьющегося материала- кожи. Дерева, железа.

Мебель - легкие деревянные сундуки, разборные кровати, кожаные сумки, войлочные изделия.

Одна из таких привезена из села Будалан Агинского Бурятского автономного округа. В мужской половине юрты находились сбруя, орудия труда и оружие. В женской - домашняя утварь и продукты питания. Северная часть юрты - «хоймор» - предназначалась для приема гостей. В центре юрты – очаг, на котором всегда стоял таган- приспособление для котла. Вверху юрты оставлялось отверстие для выхода дыма. Эта юрта отражает быт бурята-бедняка.

Рядом стоит войлочная юрта зажиточного скотовода, резко контрастируя с первой внешними размерами и внутренним убранством. Она имеет глинобитный пол и более красочное оформление. Обращает на себя внимание божница с изображением Будды и предметами для совершения ритуальных обрядов, шкафы - «эргэнэг», - для кухонной утвари, »абдар»- сундук для одежды, «ухэг» - низенький шкаф на подставке.

С 18 века у восточных бурят появляются зимние усадьбы, построенные по типу русских изб. Одна из них, привезенная из села Арбижил Заиграевского района. Она срублена в 1912г. Ринчином Цыремпиловым и русским плотником Степаном Зуевым.

Завершают бурятский забайкальский комплекс два памятника, относящиеся к области религиозных верований забайкальских скотоводов - это ламаистский дуган-молельня и юрта служителя культа – ламы.

Ламаизм - северное ответвление буддизма - начал проникать в Бурятию в конце 18 в. Из Монголии. В дореволюционное время в Бурятии насчитывалось около 40 дацанов и свыше 14 тысяч лам.

Особый интерес вызывают архитектурные детали Янгажинского дацана, выполненные оронгойскими мастерами. Интересно, что краска, покрывающая детали, почти не подверглась влиянию времени. Она по-прежнему ярка.

Рядом с дуганом находится юрта служителя буддийского культа, которая предназначалась для приема верующих.

Бурятский забайкальский комплекс продолжает развиваться.

Похожие материалы:

Введенский Владычный женский монастырь
Основание монастыря. Введенский Владычный монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери – ...

У истоков зарождения
В предрассветие лета 1743 года, на высоком левобережье реки УЙ, в переводе на русский язык, означающий Дума – река, остановился лагерем экспедиционный отряд драгун под командованием бригадного генерала И.И. НЕПЛЮЕВА. По душе пришлась окр ...

Возникновение Гезлева
Моя работа посвящена обстоятельства возникновения Гезлёва. Актуальность моей работы в том, что до сих пор существует проблема в том, что точно неизвестен основатель города; сейчас, на современном этапе восстанавливаются памятники Гезлёва ...