Ислам - консолидирующая религия татар
До конца XIX в. у волго-уральских татар доминировала конфессиональная (мусульманская) школа двух типов: начальная - мектебе и средняя - медресе, содержащаяся за счет прихожан. Их сеть была чрезвычайно широка. Они функционировали не только в крупных городах и селениях, но и в самых глухих деревушках. Так, в 1912 г. только в Казанской губернии имелось 232 медресе и 1067 мектебов, в которых обучалось около 84 тыс. человек. А по всей России насчитывалось 779 медресе и 8117 мектебов, где получали мусульманское образование около 270 тыс. учащихся.
С конца XIX в. появляются и получают широкое распространение новометодные (джадидистские) школы, учебные программы которых включали широкий круг и светских предметов. Грамотность у татар в основном была на родном языке - в 1897 г. на татарском языке были грамотными 87,1%, в 1926 - 89%. Это в свою очередь способствовало широкому распространению печатной продукции среди населения. К 1913 г. татары по тиражу национальных книг вышли на второе место в Российской империи, уступив лишь русским и на третье место по числу издаваемых книг (большее число книг, кроме русского, было издано лишь на латышском языке). Основное место, наряду с религиозной, занимали издания произведений фольклора, художественной литературы, учебников, различных календарей, книг по истории, философии, педагогике и т.д. Вся эта книжная продукция, издаваемая не только в Казани, но и во многих городах Поволжья, Урала, Петербурге и т.д., распространялась на всей территории проживания татар. Почти в каждой крупной татарской деревне имелись торговцы книг. Этим благородным делом занимались муллы, шакирды. В начале XX в. татары создали разветвленную сеть периодических изданий. Газеты и журналы выходили практически во всех крупных городах Волго-Уральского региона (в Астрахани, Казани, Самаре, Уфе, Оренбурге, Троицке, Саратове, Симбирске и т.д.), в столичных городах. Кстати, издаваемая в нач. XX в. газета самарских татар называлась "Новая сила” - "Яна кеч”. В советское время в связи с переходом контроля за содержанием образования к государству, тотально подчиненному коммунистической идеологии, татарская школа постепенно теряет свои позиции. Даже в сельской местности образование переводится на русский язык (наиболее активно с начала 1960-х годов), закрываются педагогические училища, институты, готовящие кадры преподавателей на родном языке. Закрывается и абсолютное большинство периодических изданий на татарском языке, особенно за пределами Татарстана.
Похожие материалы:
Младшие братья
В отличие от старшего брата, Анатолий Павлович даже не заявлял о своем интересе к делу. Сначала подолгу живал в Тагиле, но его компанию составлял лакей, с которым он устроил парусную лодку и целыми днями катался по Тагильскому пруду. Неко ...
Культура местного населения
Всестороннее специальное научно-этнографическое исследование жизни чукчей было осуществлено В. Г. Богоразом. Богораз видел преемственность поколений каждого народа в самобытности - лишь ему принадлежащем образе жизни, мыслей и во взглядах ...
Проблема межэтнических отношений в поликультурных
обществах
Важнейшим из экономических и политических факторов, способствовавших возникновению внутри полиэтничного социоисторического организма нескольких наций, является дискриминация по признаку этнической принадлежности: наличие определенных прав ...