Декабристы в истории Омска
По ходатайству генерал-губернатора князя П.Д. Горчакова Семенов был назначен на должность столоначальника, а затем и управляющего вторым отделением Совета Главного управления Западной Сибири. Всеми ему доступными способами Семенов стремился бороться с укоренившимся в Сибири чиновничьим произволом. И.И. Пущин, после встречи с ним в Омске, писал в октябре 1839г. Е.П. Оболенскому, что Семенов «теперь занимает хорошее место, но трудно ему, бороться со злом, которого на земле очень много». Немало сил отдал Семенов на то, чтобы отстоять детище ссыльных декабристов – ялуторовское училище, против которого ополчились местные бюрократы.[3]
Семенова в 1841г перевели на службу советником в Тобольское губернское правление. Умер Семенов в Тобольске 10 июня 1852г.
С Омском некоторое время была связана судьба другого декабриста, поэта Николая Алексеевича Чижова (1803-1848), который служил в Омске в 1839-1842гг. в чине прапорщика в штабе Сибирского корпуса помощником начальника продовольственного отдела.
В Омск в 1846г. переехал еще один декабрист – Николай Васильевич Басаргин. Он получил разрешение поступить на службу в канцелярию пограничного управления сибирских киргизов. Однако в Омске Басаргин задержался ненадолго. В 1847г. он женился на вдове ялуторовского купца Медведева (доброго помощника Якушина в его просветительской деятельности) Ольге Ивановне, родной сестре Д.И. Менделеева. Уже на следующий год Басаргины перебрались в Ялуторовск, где размещалась большая колония их друзей по несчастью, ссыльных декабристов.
Безрадостную картину своего омского детства запечатлел в своих воспоминаниях сибирский писатель Николай Иванович Наумов (1838-1901). В его душу надолго запали впечатления регулярных экзекуций, проводившихся на крепостной площади, где провинившихся солдат и арестантов «секли и розгами, и палками, и шомполами от ружей. Далеко разносились крики терзаемых жертв», - вспоминал он.
Похожие материалы:
Традиционное варьирование в малых лирических жанрах - «чин», «душенька»
«Чин» или «душенька» – это короткие в два или четыре ряда, шуточные песни типа частушек – лирического, развлекательного и сатирического содержания.
Частушка - это один из распространенных жанров песенного фольклора греков Приазовья. Ни о ...
Правовой комплекс обычаев и традиций коренного малочисленного народа Крайнего Севера - эвенков
С термином «право» сталкивается в своей повседневной жизни любой человек и может употреблять его в самых разнообразных смысловых оттенках и значениях. Право – это сложное и многоаспектное явление в жизни общества, поэтому его изучением за ...
Фрески и стенопись
Живопись 18 века представлена главным образом фресочной живописью и стенописью в храмах.
Остановимся на описании фресок церкви Иоанна Предтечи в Рощенье[8].
Внутри церковь украшена фресками, выполненными в 1717 г. ярославскими мастерами ...